СТАТЬИ
     
 

Цифровое кино сквозь призму IBC

Константин Гласман


Телевидение + кино=?

13...18 сентября 2001 г. в амстердамском Дворце конгрессов RAI проходила очередная конференция Международной конвенции вещания - IBC (International Broadcasting Convention). Работа конференции IBC2001 была сосредоточена в рамках шести тематических направлений: эксплуатация систем вещания; бизнес в кино, на радио и телевидении; новые службы; новые горизонты; техника производства программ; методы создания программ. Особого внимания заслуживают организационные формы конференции: IBC2001 не осталась в рамках традиционных научных сессий, на которых докладчики излагают существо своих исследований. Участники сессий - круглых столов могли стать свидетелями дискуссий крупнейших специалистов различных фирм. Семинары позволяли обсудить проблемы применения оборудования, а также обменяться опытом. Слушатели, только начинающие свою карьеру, могли приобрести первичные знания на учебных сессиях. На IBC2001 проводились также мини-конференции, представляющие собой "конференцию в конференции". Нововведением этого года стали суперсессии, которые объединили научные сессии и круглые столы, или дискуссии, и которые проводились по наиболее актуальным темам современного телевидения. В рамках конференции IBC2001 были проведены четыре суперсессии: управление медиаресурсами, широкополосные системы телекоммуникаций, цифровое радио, интерактивное телевидение.

Изучение главных тем конференции приводит к резонному, казалось бы, вопросу: "Ну а причем здесь кино? Какую роль могут сыграть дискуссии по телевизионной тематике в оценке перспектив развития кино?".
Действительно, телевидение всегда считалось "младшим братом" кинематографа. Практическое телевидение появилось тогда, когда кинематограф был уже в расцвете сил. И неудивительно, что демонстрация кинофильмов была и остается одним из основных видов телевизионных передач. Более того, кинопленка долгое время была единственным средством для фиксации движущихся изображений. Многие телевизионные программы и сейчас "рождаются" на кинопленке и лишь затем преобразуются для монтажа в "телевизионную" форму. Но развитие телевизионной техники привело к постепенному проникновению средств электронного телевидения в традиционный оптико-механический кинематограф. В самые последние годы цифровые технологии стали непосредственно применяться в создании киноизображения. Возможности для этого предоставило телевидение, которое само становится цифровым. Вот этот аспект проникновения цифровых технологий в кинематограф и стал предметом обсуждения на конференциях IBC последних лет.

Британское общество кино, звукотехники и телевидения (BKSTS) проводит в рамках IBC традиционные мини-конференции, главной темой которых является конвергенция телевизионных и кинематографических технологий создания движущихся изображений. На этих мини-конференциях обсуждались: формат 24p, телевидение высокой четкости, системы телекинопроекции и видеопроекции, способы производства фильмов и программ, предназначенных для современного телевидения как стандартного разрешения, так и высокой четкости, управление архивами данных и фильмотеками, эффективный поиск архивных материалов по их описанию и содержанию, передача цифровых фильмов по спутниковым и кабельным линиям связи.

Нельзя не отметить, что конференции IBC прежних лет традиционно посвящались научно-техническим проблемам телевидения. Они внесли важный вклад в становление цифрового телевизионного вещания. На конференциях последних лет явно обозначился сдвиг в сторону творческих и экономических проблем производства программ и съемки фильмов. Это не является показателем угасания научных исследований и проектных работ в сфере цифрового телевидения. Такой поворот является отражением того факта, что цифровые технологии со всеми их новыми возможностями из области теоретических исследований переходят в практическую плоскость. И одной из важнейших областей приложения результатов научных исследований в области цифрового телевидения является кинематограф. Точнее, пожалуй, будет сказать, что телевидение и кинематограф становятся двумя важнейшими компонентами цифровой медиаиндустрии.

Технико-экономические проблемы цифрового кино

Когда в конце 1999 г. первый кинофильм вышел в прокат в цифровом формате, специалисты давали самые оптимистические оценки перспективам цифрового кино. В 2000 г. в мире насчитывалось уже 23 цифровых кинотеатра: 17 в США, три в Великобритании и по одному в Бельгии, Франции и Японии. В этих кинотеатрах демонстрировались как кинофильмы, переведенные в цифровую форму, так и фильмы, синтезированные с помощью компьютерных систем. Как показала последняя конференция IBC, к 2001 г. было достигнуто значительное улучшение качественных показателей отдельных компонентов системы цифрового кино: еще более увеличены значения яркости, контраста и четкости, улучшена цветопередача изображения, создаваемого видеопроекторами, усовершенствованы серверы и технологии кодирования и передачи файлов, содержащих цифровые кинофильмы. Летом 2001 г. ряд фильмов вышел в прокат в цифровом виде. Но темпы роста количества цифровых кинотеатров оказались намного ниже прогнозируемых. В 2001 г. число кинотеатров перевалило лишь за 30. Для выявления причин такого развития ситуации и обсуждения возможностей замены традиционного кино его цифровым преемником надо остановиться на достоинствах и недостатках существующего кинематографа.

Киносъемочное оборудование хорошо отработано. Оно выдерживает конкуренцию с телевизионной аппаратурой даже в сфере производства телевизионных фильмов. Съемка телефильмов часто осуществляется на кинопленку (это надежный, гибкий носитель, позволяющий, к тому же, добиться независимости от быстро меняющихся стандартов и форматов видеозаписи). Надо также учитывать, что киносъемочное оборудование имеет, в среднем, больший срок эксплуатации, чем телевизионное.

В прежние времена фильмы демонстрировались в кинотеатрах последовательно, что было связано со стремлением ограничить количество необходимых копий. В последнее время стали нормой одновременные премьерные демонстрации фильмов в различных залах, расположенных в разных частях стран. Это потребовало увеличения числа копий. Например, в Великобритании число печатаемых копий составляет, в среднем, 350 штук, в США - 2500 (для блокбастеров эта цифра, конечно, больше). Существующие технологии печати фильмокопий и их транспортировки существуют десятилетиями, они хорошо отлажены и соответствуют требованиям времени.

Когда новая 35 мм фильмокопия демонстрируется в кинотеатре со стандартным экраном, а кинопроектор и система звуковоспроизведения настроены должным образом, то никаких проблем с качеством изображения и звука нет. Яркое, резкое, четкое, контрастное изображение на большом экране не оставляет никаких шансов системам домашнего кино. Так надо ли менять способ съемки и демонстрации кинофильма?

Цифровое кино - это система, которая проектируется с целью привнесения новых современных технологий в процесс демонстрации фильмов. Можно сформулировать шесть главных требований, реализация которых существенна для замены обычного кино цифровым: качество изображения и звука, надежность, простота эксплуатации, прибыльность, защита от пиратства, совместимость с существующей киноиндустрией.

Говоря о качестве изображения, разработчики цифровых видеопроекторов утверждают, что 99% из двух миллионов людей, которые уже видели цифровое кино, не могли бы отличить его от кинофильма. Надо также отметить, что кинопленка не просто движется в лентопротяжном тракте кинопроектора, как магнитная лента в магнитофоне. Специальные механизмы проектора останавливают кинопленку для проекции кинокадра, затем тянут, снова останавливают и так продергивают ее почти полторы тысячи раз в минуту. Износ и повреждение пленки просто неизбежны, причем они сильно зависят от технического состояния кинопроектора. Царапины, пыль, грязь приводят к снижению качества изображения, тем большему, чем большее число раз показывается фильм. Качество кинопоказа ухудшается с каждой демонстрацией, а качество изображения, получаемого с помощью видеопроектора, сохраняется неизменным. Таким образом, в условиях реальной эксплуатации видеопроекция будет, в среднем, обеспечивать более высокое качество, чем кинопроекция.

Цифровая форма обработки и существования фильма на всех стадиях, ассоциируемая с цифровым кино, несомненно, выгодна киностудиям. Цифровая обработка, монтаж и тиражирование фильмов экономят время и деньги. Многие киностудии уже используют цифровые технологии, причем, как они заявляют, качество изображения сравнимо или даже лучше, чем на кинопленке. Кинопрокатные организации окажутся в выигрыше за счет исключения затрат на производство и транспортировку десятков тысяч фильмокопий и перехода на оцифровку и передачу цифровых фильмов по линиям телекоммуникаций. Операторы спутниковой связи выиграют за счет использования уже существующей инфраструктуры для новой сферы бизнеса. Для общества в целом переход к цифровому кино будет означать снижение риска загрязнения окружающей среды продуктами обработки кинопленки.

Что же задерживает полномасштабный переход к цифровому кино, для которого уже сейчас есть все технические возможности?

Практически нереально строить глобальные сети новых кинотеатров с цифровым показом кинофильмов, поэтому должна быть предусмотрена модернизация существующих залов. Это непростая процедура: устанавливаемые проекторы должны удовлетворять нормам, относящимся к силовому электропитанию, кондиционированию, охлаждению и т.п. Видеопроекторы должны работать с существующими экранами, звуковыми системами и устройствами автоматики. Они должны быть надежными и простыми в эксплуатации, а также оснащенными системами самодиагностики, поскольку будут обслуживаться тем же, а не новым и специально обученным персоналом. Но все эти задачи либо уже решены, либо, несомненно, будут решены в ближайшем будущем. Наиболее серьезная проблема - огромная разница в цене оборудования для кинотеатрального показа. Высококачественный видеопроектор, пригодный для кинотеатрального показа, пока дороже кинопроектора в 3...5 раз. Необходимо также приобретать аппаратуру спутниковой связи, серверы, дисковые проигрыватели, системы компьютерного управления. Затраты на переоборудование кинотеатров могут оказаться столь большими, что в обозримой перспективе кинотеатры не будут приносить прибыли владельцам.

Вкладывая большие дополнительные средства, кинотеатры могут оказаться вынуждены повышать цену билетов. Но согласятся ли зрители доплачивать за просмотр фильма в цифровой форме? Конечно, нет, если они смогут посмотреть тот же фильм с таким же (или близким) качеством в соседнем кинотеатре. Кто же должен заплатить за видеопроектор, приемник спутникового канала связи, сервер, дисковое устройство воспроизведения, чтобы новая система могла функционировать? Как говорят владельцы кинотеатров, они не смогут продать столько поп-корна, чтобы компенсировать несколько сотен тысяч долларов за приобретение оборудования.

Участники конференций IBC оказались свидетелями бурных дебатов между киностудиями, дистрибьюторами фильмов и владельцами кинотеатров. Киностудии, в частности, хотели бы управлять показом фильмов и брать деньги за каждую демонстрацию. Но кинотеатры не хотят быть привязанными к фильмам одной киностудии или одного дистрибьютора. Студии и дистрибьюторы подтверждают необходимость замены кинопроекции на цифровую систему, но кинотеатры не собираются тратить деньги на переоборудование. Возможно, логичным выходом из сложившейся ситуации была бы вертикальная структура организации киноотрасли по типу системы демонстрации кинофильмов по формату IMAX на 70 мм кинопленке. Но пока не видно ни потенциальных инвесторов, ни способов их привлечения.

Надо также иметь в виду, что отрасли производства кинопленки и химических реактивов для ее обработки, а также кинокопировальные фабрики вынуждены будут сократить значительную часть своего производства. Таким образом, переход от фильмов на кинопленке к цифровым потокам данных связан не только с изменениями в системе распределения фильмов, но и с переориентацией сети копировальных фабрик и предприятий химической промышленности, производящих химикаты для обработки пленки.

Проблемы, таким образом, носят политический и экономический характер. Для финансирования перехода к цифровому кино, затрагивающему такое большое количество сфер и отраслей производства, нужна убежденность мирового финансового рынка в выгодности, хотя бы, в долгосрочной перспективе. Перспективы цифрового кино, как сферы бизнеса, вырисовываются более определенно, если вспомнить историю становления AOL-Time Warner. В 1990 г. Warner и Time Inc объявили о слиянии, приведшем к созданию крупнейшего в мире (на тот год) медиаконгломерата, стоящего $14,1 млрд. А в январе 2000 г. America Online объявила о приобретении Time Warner уже за $135 млрд. Эта сумма определяет собой самую большую к настоящему времени сделку в медиаиндустрии. Показателем заинтересованности рынка в развитии цифрового кино является также то, что докладчиками на сессиях конференций IBC, посвященных обсуждению финансово-экономических проблем цифрового кинематографа, были представители компаний - мировых лидеров в сфере медиатехнологий: AOL-Time Warner, Cinesite, Digital FilmLab, Gaumont, LucasFilm THX, Walt Disney.

В последнее время в США было проведено несколько финансово-экономических исследований цифрового кино. Общее заключение гласит, что объединенные затраты, включающие капитальные вложения и эксплуатационные расходы на систему цифрового кино, будут меньше, чем затраты, связанные с оборудованием, печатью и распределением кинофильмов. Такое заключение дает импульс развитию новой отрасли - цифровому кино.

Глобальная стандартизация

Для того, чтобы цифровое кино смогло заменить существующий кинематограф, использующий 35 мм кинопленку, оно должно найти поддержку в международных стандартах производства, распределения и демонстрации фильмов, Глобальная стандартизация в сфере цифрового кино была главной темой мини-конференции, проведенной в рамках IBC2001. Как показало обсуждение, наиболее серьезная проблема на пути глобальной стандартизации - как в одном документе примирить интересы D-cinema - высшего класса киноотрасли, ассоциируемого, прежде всего, с Голливудом и большими кинотеатрами, и потребности массового E-cinema, т.е. тех, кто хочет использовать видеопроекцию в малых залах для небольших аудиторий. Надо ли стремиться к тому, чтобы стандарт цифрового кино был бы таким же единым, каким был в течение столетия формат 35 мм кино, или это должна быть иерархия стандартов, удовлетворяющая интересам различных групп, связанных с кино?

SMPTE в январе 2000 г. создал исследовательскую группу DC28 (Digital Cinema 28). В ней несколько подгрупп: мастеринг, компрессия, условный доступ, передача, звук, театральные комплексы, проекция, управление. Пока складывается мнение, что множество целей, поставленных перед цифровым кино, может быть достигнуто лишь с поддержкой множества стандартов. Нет уверенности, что исследовательская группа будет рекомендовать единое решение по всем аспектам. Например, в подгруппе проекции рассматривается до 5 различных физических принципов реализации видеопроекции. Другие подгруппы также рассматривают несколько разных систем. Но если несколько вариантов проекционных систем вполне могут сосуществовать в будущем, то этого нельзя сказать, например, о компрессии и принципах передачи метаданных, по отношению к которым, несомненно, должно быть принято единое решение.

Исследовательская группа SMPTE Digital Cinema 28 нетипична. Обычно в составе подобных групп насчитывается 30...80 организаций и предприятий. В группе Digital Cinema 28 работают 275 участников, что является признаком небывало большой заинтересованности отрасли. Текущая работа будет в значительной степени сосредоточена в лаборатории цифрового кино, которая открыта в центре зрелищных технологий - ETC (Entertainment Technology Center) университета Южной Калифорнии. Лаборатория цифрового кино выросла из форума ETC 1999 г., который начал диалог между владельцами кинотеатров, студиями и разработчиками технологий. В рамках ETC объединили усилия многие студии, включая Disney, AOL Time Warner, Lucasfilm, Viacom Paramount, Universal, Sony Pictures Entertainment (Tristar Columbia), Fox, а также правительственные агентства California Film Commission и Economic Development Corporation. Компания Universal Studios Cinemas предоставила для ETC нейтральную территорию, где все компании - разработчики оборудования могут сотрудничать, оставаясь в условиях конкуренции. Многие фирмы дали свое оборудование центру ETC в аренду на время испытаний, а многие - подарили: Texas Instruments, Panasonic, Avica, Sony, SGI, Sarnoff Corp, Lucasfilm/THX, Stewart FilmScreen, Strong, Electrosonic, QuVis, JBL, DTS, Dolby, Crown, PacBell. Столь широкое и заинтересованное участие ведущих организаций и предприятий, представляющих отрасли кино и телевидения, позволяет надеяться на решение одной из важнейших проблем сегодняшнего дня - глобальной стандартизации цифрового кино.

Заключение

Итак, какова же роль конференций IBC в развитии цифрового кино? Дискуссии на конференциях не дают окончательного решения проблем. IBC - это форум, на котором представители всех заинтересованных сторон - производителей оборудования, киностудий, кинотеатров и организаций стандартизации - находят путь, по которому цифровое кино движется вперед.


© по материалам:http://www.625-net.ru/download/625_01_02.pdf
при перепечатке ссылка на источник обязательна
© Невафильм, 2004
 
     
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012