|
Цифровое кино
развивается, но... денег пока не дает
Макарцев В.В.
Кинематограф в России начинает оживать как по линии производства,
так и по линии кинопоказа. В этом году будет произведено 100
фильмов, из них 60 с государственной поддержкой и 40 — на
коммерческой основе. Это в 1,5 раза больше, чем в прошлом
году. Таким образом, Министерство культуры РФ увеличило поддержку
кинематографа на 50%. В настоящее время в России действуют
250 модернизированных кинотеатров, большинство из них с системами
Dolby, и количество их продолжает возрастать.
Производство всех фильмов осуществляется по гибридной технологии
(то есть съемка производится на кинопленку, а далее идет электронное
производство) или полностью по цифровой технологии. Это обусловлено
тем, что классическая кинопленочная технология утеряна. После
5-летнего простоя киностудий оборудование пришло в негодность,
а технический персонал вынужден был перейти в коммерческие
структуры. Новые технологии на киностудиях есть, но на отдельные
операции, не соединенные в единый технологический процесс.
Нарушена преемственность специалистов. Внедрение современных
технологических процессов потребует большой работы.
В настоящее время в России в эксплуатации находится 15 съемочных
комплектов для электронного кинопроизводства в стандарте 24р.
В этом году предполагается закупить еще 6–8 комплектов. С
их помощью можно снимать порядка 30–40 игровых фильмов, но
эта аппаратура в основном используется для съемки телевизионных
фильмов, и только несколько из них идут в кинопрокат на обычных
пленочных носителях.
Цифровое кинопроизводство дешевле обычного примерно на 15–20%.
Лидером в России является компания UMP, снявшая 24 цифровых
фильма. Это самая крупная частная студия в России, она имеет
лучшие показатели по рентабельности цифрового кинопроизводства
— до 25%. Мировым лидером является Голливуд, который снял
уже 78 фильмов по цифровой технологии. В первую очередь это
малобюджетные фильмы. Напротив, фильмы с бюджетом в несколько
десятков миллионов долларов снимаются на кинопленке и их дальнейшее
производство идет по гибридной технологии. Эти фильмы в Америке
прокатываются с цифровых и пленочных носителей, но прокат
цифровых составляет не более 2%. В настоящее время в США для
электронного проката имеется 60 фильмов на цифровых носителях,
но этого недостаточно.
В России, Голливуде и странах Европы все большее распространение
получает гибридная технология, т.к. она дает более высокое
качество изображения, а вопрос качества в кинематографе имеет
решающее значение. Даже незначительное его снижение грозит
потерей миллионов зрителей. У нас гибридная технология принята
«Мосфильмом», киностудией им. Горького и др.
Под гибридную технологию фирма Kodak разработала и выпустила
негативную кинопленку нового поколения Vision2 500T, презентация
которой состоялась в январе 2003 г. в Москве. Новая кинопленка
обладает очень низкой зернистостью, улучшенной цветопередачей,
что в итоге дает более высокое качество исходного материала.
Она адаптирована под систему перевода на видеоленту, т.е.
перевод осуществляется без потери качества.
Специалисты считают, что эстетика цифрового и пленочного кино
разная, но и та, и другая принята зрителями благожелательно.
Цифровая технология считается более эффективной, т.к. она
предполагает альтернативное использование цифровых кинотеатров
для показа Олимпийских игр, футбола и других зрелищных спортивных
событий, а также мюзиклов, рок-концертов, биржевых показателей
и т.п.
Более широкое распространение цифрового кинематографа ожидается
с появлением стандарта разрешения 4К и разработкой нового
поколения оборудования. Но на его разработку и внедрение уйдет
3–4 года, и стоимость его будет более высокая, чем существующего
оборудования. Однако со временем она снизится.
Сегодня в мире работают 160 коммерческих цифровых кинотеатров,
причем наибольшее их количество находится в Северной Америке
— 80, в Азии 27, в Европе 20. В Китае в 2003 г. планируют
ввести в строй 100 цифровых кинотеатров. Цифровое кино уже
видели 8 млн зрителей и 85% из них приняли его благожелательно.
Видеопроекционное оборудование для коммерческих кинотеатров
поставляют несколько фирм: Christie, JVC, NEC, Barco. Видеопроекционная
техника развивается поразительными темпами. Это одна из самых
быстроразвивающихся отраслей мировой экономики. К концу 2003
г. могут появиться видеопроекторы с разрешением 4К. Об этом
заявила фирма JVC, а Kodak покупает матрицу 4К у JVC и планирует
выйти на рынок видеопроекционной аппаратуры с разрешением
4К в 2003–2004 гг.
Видеопроекторы для цифровых кинотеатров пока дороги (более
100 тыс. долл. США). По расчетам г-на Березина (фирма «Невафильм»),
цифровой кинотеатр на 12% дороже традиционного. Данные Г.С.
Гадияна (фирма «ЭРА») показывают, что наиболее рентабельны
кинотеатры вместимостью до 250 мест.
Доставка кинопрограмм по спутнику еще не решена в полном объеме,
передача по оптоволоконным линиям также не организована. Даже
простая доставка цифровых носителей в кинотеатры курьером
требует особых мер безопасности, т.к. хищение диска может
обернуться многомиллионными потерями. Для полнокровного функционирования
цифрового кино нужно создать полномасштабную инфраструктуру.
Поэтому коммерческое использование цифровых кинотеатров ощутимой
прибыли пока не дает, но с течением времени это будет преодолено.
Сейчас во всех крупных кинотеатрах США цифровая проекция широко
используется для показа рекламы перед началом сеанса.
Инвестиции в строительство и переоборудование традиционных
кинотеатров в цифровые сдерживаются из-за отсутствия стандартов,
т.к. нет гарантированного обеспечения цифровыми фильмокопиями.
После решения этих проблем ввод в строй электронных кинотеатров
будет быстро нарастать.
Пока деньги удается зарабатывать при альтернативных применениях
цифрового кино. Редакция получила информацию от фирмы Boeing
Digital Cinema, в которой сообщается, что им удалось реализовать
подачу на борт самолета по эфиру цифровых фильмокопий для
демонстрации в салонах самолетов. Ежедневно над Атлантикой
и Тихим океаном находится более 2 тыс. самолетов, а это значит,
что по существу ежедневно работают более 2 тыс. цифровых кинотеатров.
Начал работать онлайновый киносервис Movielink, который предоставляет
пользователям 170 цифровых фильмокопий, включая самые популярные.
Пользователи заходят на сайт, выбирают фильм, платят за него
по кредитной карте от 2 до 5 долл. и «скачивают» на свой компьютер.
Как надеются организаторы, 25 млн домашних пользователей в
США, подключенных по широкополосным каналам к Интернету, должны
обеспечить широкий спрос.
Цифровое кино дало новые возможности для восстановления и
реставрации кинематографических шедевров прошлых лет. Восстановление
мировой киноклассики является одним из самых ценных достоинств
современных архивных технологий. Восстановление фильмов Чарли
Чаплина, цветного фильма 1955 г. «Лола Монтес» с использованием
ТВЧ-технологии стало событием для кинематографистов и зрителей
во всем мире.
В цифровом кинематографе я вижу второе рождение кино, которое
привлечет новых зрителей и даст невиданные доселе творческие
возможности создателям фильма.
© по материалам:www.barsic-cat.narod.ru/tkt/archive/03_2003/peredov.htm при перепечатке ссылка на источник обязательна © Невафильм, 2004
|
|