СТАТЬИ
     
 

КиноЭкспо'2003

Дмитрий Радченко

С 15 по 18 сентября в Москве проходили пятая Международная выставка и форум "КиноЭкспо". Местом проведения выставки в этом году по многочисленным просьбам участников стал "Экспоцентр", а форума - ЦМТ.

Выставочные стенды заняли практически весь пятый павильон "Экспоцентра", и по размерам выставка не уступала петербургской. Как и обычно, программа семинаров была исключительно плотной - в последний день первые доклады начинались в девять утра. Предпремьерные показы кинофильмов заканчивались порой заполночь.

Мы решили уделить особое внимание семинару, посвященному цифровому кинематографу, и публикуем ниже краткий отчет о нем.

Семинар открыл доклад Романа Мокрова, заместителя генерального директора компании United Multimedia Project, который рассказал об опыте цифрового кинопроизводства и о подготовке фильмов для цифрового показа.

Специалисты не понаслышке знакомы с цифровым кинопроизводством, так как он подразумевает не только съемку на цифровые камеры, но и цифровой пост-продакшн, монтаж, озвучение и т.д., то, чем занимаются кинематографисты многие годы.

"Как известно, - начал г-н Мокров, - на сегодняшний день существуют две технологии киносъемки: съемка на пленку (в основном это Super 16 или 35 мм) и на цифровые носители High Definition (с помощью Panasonic AJ-HDC27FE Varicam, Sony HDW-F900 CineAlta и Thomson Viper FilmStream). Конечно, существуют и другие технологии, но если мы говорим о качественном показе в кинотеатре на большом экране, то должны обеспечить разрешение не хуже 2k, поэтому указанные камеры - необходимый выбор. Хотя, повторюсь, есть примеры съемки и на DV, и на Digital Betacam, например кинофильм "Прогулка" Алексея Учителя, где "любительское" качество записи было обосновано стилистикой фильма.

Тем не менее в мировом масштабе сегодня приоритетным является съемка на пленку. Почему? Во-первых, серьезное лобби фотолабораторий, жестко бьющихся с цифровыми технологиями, которые могут лишить их бизнеса. Во-вторых, накопленный специалистами (прежде всего операторами) опыт работы с пленкой. Но постепенно ситуация меняется и цифровая технология внедряется в производство. Вот некоторые факты: два года назад в России было всего две HD-камеры, сегодня их уже 17! С учетом Украины и Казахстана, на территории СНГ их уже более 20. Надеюсь, очень скоро число цифровых камер сравняется с количеством качественных кинокамер, на которые сейчас снимают кинематографисты России.

Второй обнадеживающий факт - в этом году только компанией Sony было продано в два раза больше HD-видеокассет, чем в прошлом.

И третий факт - число снятых на HD фильмов неуклонно возрастает. На недавно завершившемся Венецианском фестивале был представлен кинофильм "Однажды в Мексике" Роберта Родригеса, который, кстати, является не первым его фильмом, снятым "в цифре". Отрадно отметить, что и у нас в России уже более десяти фильмов сняты по технологии HD, например "Русский ковчег", "Даже не думай" и другие картины".

Далее г-н Мокров остановился на преимуществах цифровой съемки: "Во-первых, оператор и режиссер сразу видят то, что они снимают (не требуются перевод в цифровой формат и цветокоррекция). Во-вторых, чувствительность цифровой камеры намного выше, поэтому требуется значительно меньшее количество осветительных приборов. И наконец, самое важное - нет необходимости экономить на пленке (поэтому практически исключен и пленочный брак). Стоимость кино- и видеопленки несоизмерима, а процесс проявки и обработки исключен. Отснятый материал можно просматривать и прослушивать прямо в день съемки. Все эти факторы ведут к существенному снижению стоимости производства, по нашим данным - до 30%. Например, один съемочный день стоит порядка 5 - 10 тыс. долл. Если цифровая камера позволяет сократить процесс производства на 3 - 4 дня, то экономия очевидна.

Я говорил о том, что одним из препятствий на пути HD-технологии является привычка операторов, но за последние два года производители HD-камер устранили все недостатки, которые мешали безболезненному переходу операторов с пленки на цифру. Теперь можно воплотить любой эффект, доступный ранее только с помощью кинокамер. Вы можете ставить оптику Zeiss, специально разработанную для HD-камер, записывать сигнал без компрессии и даже снимать рапиды с частотой до 1000 кадров/с (что в особенности востребовано производителями музыкальных клипов и рекламных роликов)".

В заключение своего доклада Роман Мокров заявил: "Как видите, на этапе производства у цифрового кинематографа перспективы довольно радужные. Это подтверждают и последние намерения западных компаний. Например, Dolby Laboratories создает в Лос-Анджелесе студию, которая будет заниматься мастерингом фильмов для показа в цифровых кинотеатрах, Kodak планирует инвестировать средства в цифровой кинопоказ, компания Disney заявила, что к 2005 г. полностью перейдет на цифру в производстве. С января следующего года начнет вещание новая европейская телекомпания Euro1080, которая будет вещать в цифровые кинотеатры, клубы, рестораны и т.д. как фильмы, так и альтернативный контент. С этого же времени эта услуга будет доступна и в России через спутник Astra в течение четырех часов в день".

Следующий докладчик генеральный директор компании "Невафильм" Олег Березин озаглавил свое выступление "Цифровое Кино. Эпизод I".

Г-н Березин начал с экскурса в недавнее прошлое: "Если вы помните, несколько лет назад, когда только-только заговорили о цифровом кинематографе, на рынке появилось очень много умных и образованных людей, консультантов и т.д., которые все быстро посчитали, спрогнозировали и заявили, что в 2003 г. в мире будет 5 тыс. цифровых кинотеатров, а в 2004 - более 10 тыс.

Год 2003 на исходе, и мы можем оценить правдоподобность прогнозов, - продолжил г-н Березин, - сегодня в мире обычных кинотеатров примерно 130 тыс., а цифровых - всего 159, т.е. менее 0,1%. Почему же не оправдались ожидания?

Давайте разберемся в создавшейся ситуации и сначала классифицируем все возможные варианты применения цифровых технологий в видеопоказе. Для этого воспользуемся известной схемой, предложенной старшим аналитиком компании Screen Digest Патриком ван Сычевски. На схеме обозначены две большие области: D-Cinema и E-Cinema, сейчас нам интересна первая.

В США сложилась очень любопытная ситуация - все взоры обращены на Голливуд, все ждут, какие он предпримет действия. Голливуд же, в свою очередь, не предпринимает никаких решительных шагов, а пытаясь разобраться с тем, что такое D-Cinema, создал консорциум Digital Cinema Initiatives. В эту организацию вошли как студии, так и Ассоциация владельцев кинотеатров (NATO) и Общество киноинженеров Америки (SMPTE). Организация не будет разрабатывать стандарты или технические спецификации, ее задача - от имени производителя фильма сформулировать требования к качеству и бизнес-модели работы кинотеатра:

  • цифровое кино, как минимум, должно иметь качество, сравнимое с пленочным формата 35 мм, а в перспективе значительно превышать его;

  • должна быть обеспечена возможность доступа к фильму в будущем. Например, многие видеофильмы 60-х годов сегодня недоступны, так как нет качественных видеомагнитофонов, способных воспроизводить материал в том формате, в каком материал был записан. Единого стандарта мастеринга, передачи и хранения цифровых фильмов на данный момент нет;

  • приемлемая цена за приемлемое качество.

Но гораздо более важная задача, стоящая перед DCI, и которая до сих пор не решена, - эффективная бизнес-модель цифрового кинотеатра, описывающая тонкости дистрибьюции, показа и т.д.

Производители освоили подготовку материала в цифровом виде для распространения по сети кинотеатров, в виде DVD-дисков или для передачи по каналам ТВ. Но с другой стороны, совершенно непонятно, кто будет платить за переход на цифру…

Все почему-то показывают пальцем на Голливуд. Но если разобраться, то станет ясно, затраты на производство фильма (съемка, гонорары и т.д.) в среднем составляют порядка 50 млн долл.; затраты на изготовление копий то же не самые большие (хотя в абсолютных величинах и составляют внушительную сумму); а вот затраты на продвижение фильма в кинотеатрах составляют львиную долю всех расходов! Конечно студии заинтересованы в снижении затрат на съемку (то, о чем говорил Роман Мокров), но есть другой аспект: согласно последним исследованиям доля дохода производителя от показа фильма в кинотеатре неуклонно падает и кинотеатры сами по себе наименее интересны для студий, так как основную выручку они получают от продажи кино на DVD. Вывод прост - производитель не очень-то заинтересован в инвестициях в цифровой кинематограф. Поэтому разговоры о том, что Голливуд сам должен оплатить переход к цифровой технологии, беспочвенны.

Рассмотрим основных игроков на рынке цифрового кинематографа. Это - Technicolor Digital Cinema (TDC), Boeing Digital Cinema, государственные кинотеатры КНР, японская компания T-Joy, всего семь крупных операторов, владеющих большинством из 160 цифровых кинотеатров, которые, по сути, являются тестовыми лабораториями цифрового кинематографа, где отрабатываются технические и экономические модели D-Cinema.

Операторы цифровых киноэкранов

 
Северная Америка
Европа
Другие страны
Всего
Technicolor Digital Cinema (TDC)
30
1
31
Boeing Digital Cinema
25
1
26
государственные кинотеатры КНР
11
11
GDC (КНР)
1
1
UCI
6
6
UCI+TeleImage
4
4
T-Joy
6
6
Прочие
19
11
12
42

Что же будет дальше? Голливуд ожидает ключевых решений от DCI и практически ничего не предпринимает в области цифрового кинотеатра. Поэтому многие страны решили пойти своим путем. Например, Китайская Народная Республика, где цифровые кинотеатры будут финансироваться государством и будут предназначены не только для демонстрации кинофильмов, но и выполнять задачи пропаганды среди населения (трансляция партийных съездов, обращения руководства государства к народу и т.д.). В целом Китай стоит на пороге тотальной реконструкции сети кинотеатров, и руководство страны решило сразу перейти к новой технологии, а не переоборудовать их для показа 35-мм копий. Похожая ситуация складывается в Индии, где к апрелю следующего года планируется строительство 400 цифровых кинотеатров. И конечно, самая важная новость - проект развития сети в Великобритании, об инвестициях в которую объявил Британский совет. Основная задача новой сети такая же, как и в Индии, - поддержка проката национального кино. На первом этапе затраты оцениваются в 200 млн долл. и первый кинотеатр должен быть открыт к началу следующего года. По сведениям Британского совета в существующих кинотеатрах планируется переоборудовать около 250 экранов.

Какой можно сделать вывод? Потенциал цифрового кино велик там, где есть потенциал собственных фильмов, где сборы от них не ниже 30% общего числа кинокартин (разумеется, в Индии эта цифра еще выше).

Порой нам говорят, давайте построим сеть цифровых кинотеатров, и это поднимет производство отечественного кино. Но как видим, ситуация прямо противоположная - зрителю интересно отечественное кино, он приходит в зал, тогда и появляется проект, аналогичный британскому или индийскому. В нашей стране, если не ждать решения Голливуда, строительство сети цифровых кинотеатров будет обосновано тогда, когда российский продукт будет интересен зрителю. В прошлом же году 42 отечественные картины собрали 6 млн долл. Box-Office (это примерно 5 - 6% общего сбора), но при этом три фильма из 42 имели половину из 6 млн долл. Так вот, когда мы будем иметь в прокате 70 фильмов, собирающих хотя бы 15 - 20% общих доходов Box-Office, тогда и будет что показывать в цифровых кинотеатрах, без оглядки на Голливуд (который, кстати, будет заинтересован выставить максимальные требования к качеству показа, возможно, и невыполнимые). Они - производители фильмов, их дела неплохи, и они на других рынках, сотрудничество с ними приведет к фантастическим затратам (порядка 500 тыс. долл. только на оборудование), полностью нивелирующим все преимущества D-Cinema, - подытожил г-н Березин.

В заключение давайте посмотрим, что происходит на рынке E-Cinema. Сегодня это наиболее динамично развивающаяся отрасль применения цифровых технологий в кинопоказе. Из наиболее активных игроков нужно отметить французскую компанию VTHR, владеющую более чем 300 экранами, и норвежскую CAPA/Unique Promotions, число экранов которой тоже приближается к 300. Французы, к примеру, специализируются в основном на прямых трансляциях в залы спортивных и музыкальных программ. Вообще такие мероприятия весьма популярны в Европе - воспроизведение записей, фильмов Art-House. E-Cinema с успехом применяется для демонстрации рекламы, документального кино, образовательных программ. Был даже проведен очень интересный эксперимент, когда из зала были удалены все кресла, и установлены две сотни компьютеров, посетители имели возможность играть по сети в компьютерную игру и наблюдать за действием на большом экране.

Альтернативные площадки e-cinema

 
Страна
Контент
Число экранов
VTHR
Франция
Прямые трансляции
>300
CAPA/Unique Promotors
Норвегия
Реклама
225 (+50 к концу 2002)
Network Event Theaters
США
Предварительные показы, альтернативный контент
50
Cine Muse
США
Документальный, образовательный, культурный контент
40
WWE/Famous Players
Канада
Соревнования по борьбе WWE (PPV)
17
DocuZone
Нидерланды
Документальные фильмы
10
Folkets Hus
Швеция
Худ. фильмы, образовательный, культурный контент
8
Immersion Studios
Австралия, Канада, США
Интерактивные фильмы
4
Emerging Cinemas
США
Арт-хаус контент
1

Как видим, этот сектор рынка развивается гораздо динамичнее D-Cinema, и существует опасность, что как раз благодаря огромному объему альтернативного контента, для Голливуда он станет более привлекательным".

В заключение, от себя я хотел бы добавить, что и форум, и выставка, безусловно, удались. Но как я и предполагал, отвлечься от повседневных забот и уделить внимание всем докладам и семинарам практически невозможно. Как я писал в предыдущем номере (и что подтвердили встреченные на выставке коллеги), не всем удобна выставка в Москве).

 
     
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012