|
КиноЭкспо'2003
Дмитрий Радченко
С
15 по 18 сентября в Москве проходили пятая Международная выставка
и форум "КиноЭкспо". Местом проведения выставки
в этом году по многочисленным просьбам участников стал "Экспоцентр",
а форума - ЦМТ.
Выставочные стенды заняли практически весь пятый павильон
"Экспоцентра", и по размерам выставка не уступала
петербургской. Как и обычно, программа семинаров была исключительно
плотной - в последний день первые доклады начинались в девять
утра. Предпремьерные показы кинофильмов заканчивались порой
заполночь.
Мы решили уделить особое внимание семинару, посвященному цифровому
кинематографу, и публикуем ниже краткий отчет о нем.
Семинар открыл доклад Романа Мокрова, заместителя генерального
директора компании United Multimedia Project, который рассказал
об опыте цифрового кинопроизводства и о подготовке фильмов
для цифрового показа.
Специалисты не понаслышке знакомы с цифровым кинопроизводством,
так как он подразумевает не только съемку на цифровые камеры,
но и цифровой пост-продакшн, монтаж, озвучение и т.д., то,
чем занимаются кинематографисты многие годы.
"Как
известно, - начал г-н Мокров, - на сегодняшний день существуют
две технологии киносъемки: съемка на пленку (в основном это
Super 16 или 35 мм) и на цифровые носители High Definition
(с помощью Panasonic AJ-HDC27FE Varicam, Sony HDW-F900 CineAlta
и Thomson Viper FilmStream). Конечно, существуют и другие
технологии, но если мы говорим о качественном показе в кинотеатре
на большом экране, то должны обеспечить разрешение не хуже
2k, поэтому указанные камеры - необходимый выбор. Хотя, повторюсь,
есть примеры съемки и на DV, и на Digital Betacam, например
кинофильм "Прогулка" Алексея Учителя, где "любительское"
качество записи было обосновано стилистикой фильма.
Тем не менее в мировом масштабе сегодня приоритетным является
съемка на пленку. Почему? Во-первых, серьезное лобби фотолабораторий,
жестко бьющихся с цифровыми технологиями, которые могут лишить
их бизнеса. Во-вторых, накопленный специалистами (прежде всего
операторами) опыт работы с пленкой. Но постепенно ситуация
меняется и цифровая технология внедряется в производство.
Вот некоторые факты: два года назад в России было всего две
HD-камеры, сегодня их уже 17! С учетом Украины и Казахстана,
на территории СНГ их уже более 20. Надеюсь, очень скоро число
цифровых камер сравняется с количеством качественных кинокамер,
на которые сейчас снимают кинематографисты России.
Второй обнадеживающий факт - в этом году только компанией
Sony было продано в два раза больше HD-видеокассет, чем в
прошлом.
И третий факт - число снятых на HD фильмов неуклонно возрастает.
На недавно завершившемся Венецианском фестивале был представлен
кинофильм "Однажды в Мексике" Роберта Родригеса,
который, кстати, является не первым его фильмом, снятым "в
цифре". Отрадно отметить, что и у нас в России уже более
десяти фильмов сняты по технологии HD, например "Русский
ковчег", "Даже не думай" и другие картины".
Далее
г-н Мокров остановился на преимуществах цифровой съемки: "Во-первых,
оператор и режиссер сразу видят то, что они снимают (не требуются
перевод в цифровой формат и цветокоррекция). Во-вторых, чувствительность
цифровой камеры намного выше, поэтому требуется значительно
меньшее количество осветительных приборов. И наконец, самое
важное - нет необходимости экономить на пленке (поэтому практически
исключен и пленочный брак). Стоимость кино- и видеопленки
несоизмерима, а процесс проявки и обработки исключен. Отснятый
материал можно просматривать и прослушивать прямо в день съемки.
Все эти факторы ведут к существенному снижению стоимости производства,
по нашим данным - до 30%. Например, один съемочный день стоит
порядка 5 - 10 тыс. долл. Если цифровая камера позволяет сократить
процесс производства на 3 - 4 дня, то экономия очевидна.
Я говорил о том, что одним из препятствий на пути HD-технологии
является привычка операторов, но за последние два года производители
HD-камер устранили все недостатки, которые мешали безболезненному
переходу операторов с пленки на цифру. Теперь можно воплотить
любой эффект, доступный ранее только с помощью кинокамер.
Вы можете ставить оптику Zeiss, специально разработанную для
HD-камер, записывать сигнал без компрессии и даже снимать
рапиды с частотой до 1000 кадров/с (что в особенности востребовано
производителями музыкальных клипов и рекламных роликов)".
В заключение своего доклада Роман Мокров заявил: "Как
видите, на этапе производства у цифрового кинематографа перспективы
довольно радужные. Это подтверждают и последние намерения
западных компаний. Например, Dolby Laboratories создает в
Лос-Анджелесе студию, которая будет заниматься мастерингом
фильмов для показа в цифровых кинотеатрах, Kodak планирует
инвестировать средства в цифровой кинопоказ, компания Disney
заявила, что к 2005 г. полностью перейдет на цифру в производстве.
С января следующего года начнет вещание новая европейская
телекомпания Euro1080, которая будет вещать в цифровые кинотеатры,
клубы, рестораны и т.д. как фильмы, так и альтернативный контент.
С этого же времени эта услуга будет доступна и в России через
спутник Astra в течение четырех часов в день".
Следующий
докладчик генеральный директор компании "Невафильм"
Олег Березин озаглавил свое выступление "Цифровое Кино.
Эпизод I".
Г-н Березин начал с экскурса в недавнее прошлое: "Если
вы помните, несколько лет назад, когда только-только заговорили
о цифровом кинематографе, на рынке появилось очень много умных
и образованных людей, консультантов и т.д., которые все быстро
посчитали, спрогнозировали и заявили, что в 2003 г. в мире
будет 5 тыс. цифровых кинотеатров, а в 2004 - более 10 тыс.
Год 2003 на исходе, и мы можем оценить правдоподобность прогнозов,
- продолжил г-н Березин, - сегодня в мире обычных кинотеатров
примерно 130 тыс., а цифровых - всего 159, т.е. менее 0,1%.
Почему же не оправдались ожидания?
Давайте разберемся в создавшейся ситуации и сначала классифицируем
все возможные варианты применения цифровых технологий в видеопоказе.
Для этого воспользуемся известной схемой, предложенной старшим
аналитиком компании Screen Digest Патриком ван Сычевски. На
схеме обозначены две большие области: D-Cinema и E-Cinema,
сейчас нам интересна первая.
В США сложилась очень любопытная ситуация
- все взоры обращены на Голливуд, все ждут, какие он предпримет
действия. Голливуд же, в свою очередь, не предпринимает никаких
решительных шагов, а пытаясь разобраться с тем, что такое
D-Cinema, создал консорциум Digital Cinema Initiatives. В
эту организацию вошли как студии, так и Ассоциация владельцев
кинотеатров (NATO) и Общество киноинженеров Америки (SMPTE).
Организация не будет разрабатывать стандарты или технические
спецификации, ее задача - от имени производителя фильма сформулировать
требования к качеству и бизнес-модели работы кинотеатра:
- цифровое кино, как минимум, должно иметь качество,
сравнимое с пленочным формата 35 мм, а в перспективе значительно
превышать его;
- должна быть обеспечена возможность доступа к фильму
в будущем. Например, многие видеофильмы 60-х годов сегодня
недоступны, так как нет качественных видеомагнитофонов,
способных воспроизводить материал в том формате, в каком
материал был записан. Единого стандарта мастеринга, передачи
и хранения цифровых фильмов на данный момент нет;
- приемлемая цена за приемлемое качество.
Но гораздо более важная задача, стоящая
перед DCI, и которая до сих пор не решена, - эффективная бизнес-модель
цифрового кинотеатра, описывающая тонкости дистрибьюции, показа
и т.д.
Производители
освоили подготовку материала в цифровом виде для распространения
по сети кинотеатров, в виде DVD-дисков или для передачи по
каналам ТВ. Но с другой стороны, совершенно непонятно, кто
будет платить за переход на цифру…
Все почему-то показывают пальцем на Голливуд. Но если разобраться,
то станет ясно, затраты на производство фильма (съемка, гонорары
и т.д.) в среднем составляют порядка 50 млн долл.; затраты
на изготовление копий то же не самые большие (хотя в абсолютных
величинах и составляют внушительную сумму); а вот затраты
на продвижение фильма в кинотеатрах составляют львиную долю
всех расходов! Конечно студии заинтересованы в снижении затрат
на съемку (то, о чем говорил Роман Мокров), но есть другой
аспект: согласно последним исследованиям доля дохода производителя
от показа фильма в кинотеатре неуклонно падает и кинотеатры
сами по себе наименее интересны для студий, так как основную
выручку они получают от продажи кино на DVD. Вывод прост -
производитель не очень-то заинтересован в инвестициях в цифровой
кинематограф. Поэтому разговоры о том, что Голливуд сам должен
оплатить переход к цифровой технологии, беспочвенны.
Рассмотрим основных игроков на рынке цифрового кинематографа.
Это - Technicolor Digital Cinema (TDC), Boeing Digital Cinema,
государственные кинотеатры КНР, японская компания T-Joy, всего
семь крупных операторов, владеющих большинством из 160 цифровых
кинотеатров, которые, по сути, являются тестовыми лабораториями
цифрового кинематографа, где отрабатываются технические и
экономические модели D-Cinema.
Операторы цифровых киноэкранов
|
|
Северная Америка |
Европа |
Другие страны |
Всего |
Technicolor Digital Cinema (TDC) |
30 |
1 |
|
31 |
Boeing Digital Cinema |
25 |
1 |
|
26 |
государственные кинотеатры КНР |
|
|
11 |
11 |
GDC (КНР) |
|
|
1 |
1 |
UCI |
|
6 |
|
6 |
UCI+TeleImage |
|
|
4 |
4 |
T-Joy |
|
|
6 |
6 |
Прочие |
19 |
11 |
12 |
42 |
Что же будет дальше? Голливуд ожидает ключевых
решений от DCI и практически ничего не предпринимает в области
цифрового кинотеатра. Поэтому многие страны решили пойти своим
путем. Например, Китайская Народная Республика, где цифровые
кинотеатры будут финансироваться государством и будут предназначены
не только для демонстрации кинофильмов, но и выполнять задачи
пропаганды среди населения (трансляция партийных съездов,
обращения руководства государства к народу и т.д.). В целом
Китай стоит на пороге тотальной реконструкции сети кинотеатров,
и руководство страны решило сразу перейти к новой технологии,
а не переоборудовать их для показа 35-мм копий. Похожая ситуация
складывается в Индии, где к апрелю следующего года планируется
строительство 400 цифровых кинотеатров. И конечно, самая важная
новость - проект развития сети в Великобритании, об инвестициях
в которую объявил Британский совет. Основная задача новой
сети такая же, как и в Индии, - поддержка проката национального
кино. На первом этапе затраты оцениваются в 200 млн долл.
и первый кинотеатр должен быть открыт к началу следующего
года. По сведениям Британского совета в существующих кинотеатрах
планируется переоборудовать около 250 экранов.
Какой можно сделать вывод? Потенциал цифрового кино велик
там, где есть потенциал собственных фильмов, где сборы от
них не ниже 30% общего числа кинокартин (разумеется, в Индии
эта цифра еще выше).
Порой
нам говорят, давайте построим сеть цифровых кинотеатров, и
это поднимет производство отечественного кино. Но как видим,
ситуация прямо противоположная - зрителю интересно отечественное
кино, он приходит в зал, тогда и появляется проект, аналогичный
британскому или индийскому. В нашей стране, если не ждать
решения Голливуда, строительство сети цифровых кинотеатров
будет обосновано тогда, когда российский продукт будет интересен
зрителю. В прошлом же году 42 отечественные картины собрали
6 млн долл. Box-Office (это примерно 5 - 6% общего сбора),
но при этом три фильма из 42 имели половину из 6 млн долл.
Так вот, когда мы будем иметь в прокате 70 фильмов, собирающих
хотя бы 15 - 20% общих доходов Box-Office, тогда и будет что
показывать в цифровых кинотеатрах, без оглядки на Голливуд
(который, кстати, будет заинтересован выставить максимальные
требования к качеству показа, возможно, и невыполнимые). Они
- производители фильмов, их дела неплохи, и они на других
рынках, сотрудничество с ними приведет к фантастическим затратам
(порядка 500 тыс. долл. только на оборудование), полностью
нивелирующим все преимущества D-Cinema, - подытожил г-н Березин.
В заключение давайте посмотрим, что происходит на рынке E-Cinema.
Сегодня это наиболее динамично развивающаяся отрасль применения
цифровых технологий в кинопоказе. Из наиболее активных игроков
нужно отметить французскую компанию VTHR, владеющую более
чем 300 экранами, и норвежскую CAPA/Unique Promotions, число
экранов которой тоже приближается к 300. Французы, к примеру,
специализируются в основном на прямых трансляциях в залы спортивных
и музыкальных программ. Вообще такие мероприятия весьма популярны
в Европе - воспроизведение записей, фильмов Art-House. E-Cinema
с успехом применяется для демонстрации рекламы, документального
кино, образовательных программ. Был даже проведен очень интересный
эксперимент, когда из зала были удалены все кресла, и установлены
две сотни компьютеров, посетители имели возможность играть
по сети в компьютерную игру и наблюдать за действием на большом
экране.
Альтернативные площадки e-cinema
|
|
Страна |
Контент |
Число экранов |
VTHR |
Франция |
Прямые трансляции |
>300 |
CAPA/Unique Promotors |
Норвегия |
Реклама |
225 (+50 к концу 2002) |
Network Event Theaters |
США |
Предварительные показы, альтернативный контент |
50 |
Cine Muse |
США |
Документальный, образовательный, культурный контент |
40 |
WWE/Famous Players |
Канада |
Соревнования по борьбе WWE (PPV) |
17 |
DocuZone |
Нидерланды |
Документальные фильмы |
10 |
Folkets Hus |
Швеция |
Худ. фильмы, образовательный, культурный контент |
8 |
Immersion Studios |
Австралия, Канада, США |
Интерактивные фильмы |
4 |
Emerging Cinemas |
США |
Арт-хаус контент |
1 |
Как видим, этот сектор рынка развивается
гораздо динамичнее D-Cinema, и существует опасность, что как
раз благодаря огромному объему альтернативного контента, для
Голливуда он станет более привлекательным".
В заключение, от себя я хотел бы добавить, что и форум, и
выставка, безусловно, удались. Но как я и предполагал, отвлечься
от повседневных забот и уделить внимание всем докладам и семинарам
практически невозможно. Как я писал в предыдущем номере (и
что подтвердили встреченные на выставке коллеги), не всем
удобна выставка в Москве).
|
|