СТАТЬИ
     
 

Цифровое кино в России -
проблемы и перспективы

Евгений Блинов

4 декабря 2001 г. в Александринском театре С.-Петербурга состоялся праздничный вечер, посвященный 100-летию Н. К. Симонова. Выйдя на сцену, ведущий отдал дань этому великому русскому актеру, а потом сказал: "Очень жаль, что сегодня Николай Константинович не может быть в этом зале рядом с нами"… И в этот момент свет медленно притушили, и на опустившемся экране присутствующие увидели Н. Симонова, входящего в свой театр, зазвучал его голос - Николай Константинович был рядом. А затем в течение вечера зрители смотрели незабываемые кадры из фильмов "Очарованный странник", "Живой труп", "Моцарт и Сальери", "Петр Первый"… Без использования мультимедийного проектора это было бы невозможно.

Последнее время в С.-Петербурге часто в театральных, концертных и кинозалах используются видеопроекторы. Эти мобильные устройства позволяют оперативно показать различные видеоматериалы. Из заметных событий культурной жизни города можно назвать празднование 80-летия БДТ им. Г. А. Товстоногова, спектакли в театре "Русская Антреприза" им. А. Миронова, регулярные музыкальные программы "От А до Я" в Большом концертном зале "Октябрьский", демонстрацию лучших рекламных видеоклипов с фестиваля "Канские львы", Рождественский кинофестиваль в киноцентре "Ленинград" и в кинотеатре "Родина" и многие-многие другие.

Во всех перечисленных случаях без мультимедийных проекторов задумки режиссеров не были бы реализованы. Фактически такое применение проекторов можно назвать цифровым кино. Отметим, что сам термин "цифровое кино", часто появляющийся в последнее время на страницах журналов и газет, не всегда точно отражает суть этого явления. Основной аргумент для использования термина "цифровое кино" - это дискретная (пиксельная) структура изображения, получаемого от мультимедийного проектора, хотя при формировании этого изображения используются как цифровые, так и аналоговые сигналы. Не вдаваясь здесь в детали устройства проектора и стандартов его входных сигналов, можно сказать, что под "цифровым кино" в самом общем смысле сейчас понимают все, что связано с проецированием на большой экран видео и компьютерной информации посредством мультимедийных проекторов, а не с помощью кинопроекционной установки.

Мультимедийные проекторы тем и отличаются от кинопроектора, что с их помощью можно показывать не только кино, но и демонстрировать различные видеозаписи с кассет (от VHS до BETACAM SP и D-VHS), программы спутникового телевидения, компьютерные анимации и презентации.

Важно отметить, что качество конечного изображения зависит как от уровня самого проектора, так и от качества исходного материала. Часто руководители кинотеатров и других залов, желая расширить их возможности, но не имея достаточных средств, приобретают относительно недорогие мультимедиа-проекторы XGA и даже SVGA-разрешения, а для демонстрации используют видеокассеты VHS. Очевидно, что при проецировании на большой экран все дефекты и несовершенства входного сигнала становятся видны. Поэтому к выбору проекторов, а особенно материалов, демонстрируемых с помощью этих проекторов, надо подходить очень тщательно. К сожалению, пользователи часто забывают об этой простой истине, и, имея проектор довольно высокого качества, демонстрируют с его помощью видеозаписи со вторых или третьих копий VHS-кассет, дискредитируя, таким образом, идею "цифрового кино" и превращая свои залы в отличную мишень для апологетов традиционного кино, критикующих новое перспективное направление.

Другая проблема связана с лицензированием фильмов, записанных на видеокассетах или DVD-дисках. На Международном форуме "Кино в России'2001", проходившем в С.-Петербурге в сентябре 2001 г., этот вопрос встал с особой остротой, поскольку именно там стало ясно - состояние видеопроекционной аппаратуры достигло такого уровня качества, что его можно успешно использовать во многих кинотеатрах, а права на коммерческий показ видеофильмов практически отсутствуют. Конференция по вопросу организации ОАО "Российский кинопрокат", проведенная в рамках форума, хоть и казалась многообещающей, но не дала желаемых результатов. И тогда по инициативе двух фирм - "Викинг" и "DVD-альянс" были собраны заинтересованные лица и проведено рабочее совещание, где обсуждались пути решения этой проблемы. Сегодня есть все основания полагать, что в скором времени эти непростые вопросы будут полностью решены. Так, уже сейчас в компании "West" директора кинотеатров и обладатели видеозалов могут купить более 100 фильмов на DVD-дисках и около 400 фильмов на видеокассетах для коммерческого показа. Безусловно, этот список будет расширяться.

Что же касается перспектив цифрового кино, то они в первую очередь связаны с последними достижениями в области создания мультимедийных проекторов. Это направление продолжает бурно развиваться. Уже выпущено несколько моделей проекторов, удовлетворяющих самых придирчивых зрителей. Вот некоторые из них:

Sony VPL-VW11HT - новый жидкокристаллический проектор, являющийся продолжателем успеха популярного проектора VPL-VW10HT, ставшего обладателем премии EISA за лучший проектор для домашних кинотеатров 2000/2001 г. Высокое качество изображения в этом проекторе достигнуто благодаря использованию трех новых ЖК-матриц XGA (1366х768 пикселей) формата 16:9. Контрастность изображения значительно увеличена с применением новых решений в оптическом узле, лампы новой конструкции и оригинальной системы схемотехники. Нельзя не отметить элегантный стиль проектора (рис. 1), гарантирующий, что он займет центральное место в любой современной системе домашнего кинотеатра. Однако при всех достоинствах проектор VPL-VW11HT ориентирован в основном на небольшие домашние кинотеатры, так как величина его светового потока составляет 1000 ANSI-лм.

Для больших по размеру видеозалов необходимо использовать проекторы со световым потоком 2000 ANSI-лм и выше. Среди таких проекторов можно отметить Sony VPL-FX50 (3500 ANSI-лм, XGA-разрешение), Panasonic PT-L6500/L6600 (3300 ANSI-лм, XGA/SXGA-разрешение) и мощный ЖК-проектор Sony VPL-FE110. Последний, благодаря использованию разработанных фирмой Sony трех 1,8-дюймовых ЖК-матриц, обеспечивает световой поток 4000 ANSI-лм и реальное разрешение SXGA. Уникальная конструкция оптического узла из четырех ламп обеспечивает дополнительную гарантию долгой бесперебойной работы.

Однако, безусловно, лучшими разработками последнего времени, не уступающими по качеству изображения картинкам с кинопленок, являются проекторы JVC, созданные на основе принципиально новой технологии D-ILA (Direct Drive Image Light Amplifier). Достоинства этих проекторов были с очевидностью продемонстрированы на Международном форуме "Кино в России'2001". Как отметили участники и СМИ, представление новых мультимедийных проекторов корпорацией JVC и ее партнером в С.-Петербурге - фирмой "Викинг" стало одним из его наиболее заметных событий.

О технологии D-ILA стоит сказать несколько слов особо. Так же как и LCD, технология D-ILA использует в своей основе жидкие кристаллы. Однако на этом сходство заканчивается. LCD-технология, имеющая множество достоинств, тем не менее не свободна от некоторых недостатков. Как известно, LCD-матрица состоит из отдельных жидкокристаллических пикселей, прозрачность которых регулируется управляющими элементами. Расположение последних в одной плоскости с жидкими кристаллами затрудняет уменьшение размеров пикселей и расстояний между ними. Кроме того, непрозрачные управляющие элементы препятствуют прохождению через матрицу света, уменьшая результирующий световой поток проектора.

Матрица D-ILA построена иначе. Жидкокристаллический слой располагается над плоскостью, представляющей собой матрицу из управляющих элементов. Свет, падающий на жидкий кристалл, проходит через него, достигает отражающего электрода и возвращается, проходя через кристалл еще раз. Нетрудно понять, что в этом случае эффективность использования рабочего вещества выше. Это, в свою очередь, позволяет увеличить контрастность изображения. Кроме того, при такой геометрии на единице площади можно расположить большее число пикселей и значительно уменьшить расстояние между ними. В этом превосходство технологии D-ILA как над LCD, так и над ставшей популярной в последние годы технологией DLP.

Фирмой JVC сегодня созданы матрицы с рекордным разрешением 1400 х 1050, 3840 х 1028 и 3840 х 2048. Такое разрешение делает цифровое видеоизображение сравнимым с картинкой от лучших кинопленок.

Недавно в линейке D-ILA-проекторов JVC появилось несколько замечательных приборов. Серийно выпускается портативный проектор DLA-G3010Z с разрешением SXGA (1365 х 1024) и весом 6 кг. Проектор обладает световым потоком 1300 ANSI-лм, а в ближайшее время в его новой модификации эта величина будет увеличена до 1500 ANSI-лм. Уникальные технические характеристики и элегантный дизайн ставят проектор DLA-G3010Z на одно из первых мест в ряду лучших проекторов для домашнего кино и тех, для кого важны высококачественные мобильные компьютерные презентации.

Необходимо упомянуть также о проекторе DLA-М2000 (рис. 2) с разрешением SXGA и величиной светового потока 2000 ANSI-лм, который предназначен как для Hi-End домашних кинотеатров, так и для видеозалов.

Проектор DLA-M5000 позволяет получить безукоризненное качество изображения в больших киноконцертных залах. Первая демонстрация этого проектора в России также состоялясь на форуме "Кино в России'2001". Качественная цветопередача и высокое разрешение проектора обеспечили изумительное по своей реалистичности цифровое видеоизображение и были по достоинству оценены присутствующими в зале. По общему мнению, эта презентация показала, что кинопоказу теперь есть достойная альтернатива.

Но, безусловно, самым значительным достижением фирмы JVC явилось создание DLA-QX1G - мощного проектора D-ILA с разрешением QXGA (2048x1536) (рис. 3). Он предназначен для больших кинозалов, а также в тех случаях, когда необходима мельчайшая детализация на экранах с диагональю 10-20 м. Величина светового потока этого уникального проектора составляет около 8000 - 9000 тыс. ANSI-лм, но качество изображения ставит его выше собратьев - мощных проекторов, основанных на DLP-технологии. Проектор D-ILA, несомненно, будет одним из наиболее вероятных кандидатов на создание класса Hi-End цифровых кинотеатров XXI века. 

 


© по материалам: www.installpro.ru/archive/015/68.shtml
при перепечатке ссылка на источник обязательна
© Невафильм, 2004
 
     
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012