|
Интервью журнала "Кинобизнес Сегодня" с генеральным директором компании "Невафильм" Олегом Березиным
Интервью журнала "Кинобизнес Сегодня" с генеральным директором компании "Невафильм" Олегом Березиным
|
08.2007
|
О перспективах развития цифрового кинопоказа в России, схемах возврата вложенных в оборудование цифровых кинозалов средств и о многом другом рассказал корреспонденту журнала «Кинобизнес сегодня» генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин.
Сергей Некрасов:
Похоже, сейчас можно с уверенностью сказать, что цифровая революция в России если не свершилась, то, по крайней мере, уже точно началась. Как бы вы оценили динамику роста количества цифровых кинотеатров в нашей стране? Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего увеличения их числа?
Олег Березин:
Да это как в песне: «Есть у революции начало, нет у революции конца…»! Сейчас в России действует уже девять цифровых кинотеатров в Москве, Санкт-Петербурге, Набережных Челнах и Красноярске, осуществляющих коммерческий показ фильмов. По нашим прогнозам, к концу года их станет уже 20, а еще через год - порядка 60-80, и дальше их число будет только расти. На мой взгляд, существуют как минимум четыре причины, по которым развитие цифрового кинопоказа в России будет происходить даже быстрее, чем в США и некоторых государствах Западной Европы.
Во-первых, наша страна очень велика чисто географически, и вопрос доставки кинокопий в ее отдаленные регионы сейчас стоит ребром. В случае же с цифровым кино эта проблема снимается достаточно легко (особенно если речь идет о доставке через каналы спутниковой связи).
Во-вторых, следует принимать во внимание факт возрастания конкуренции между кинотеатрами в городах с населением до миллиона человек, где пара-тройка мультиплексов сейчас может обеспечить кинематографические запросы едва ли не всех местных жителей. Борьба за зрителя в таких населенных пунктах будет только возрастать, и в ней не обойтись без новых эффективных средств привлечения внимания аудитории к предприятиям кинопоказа.
В-третьих, не следует сбрасывать со счетов восприимчивость нашей страны к техническим инновациям. Вспомним хотя бы, что именно здесь был запущен первый искусственный спутник Земли и полетел в космос Юрий Гагарин. Конечно, технические новшества лучше осваивают молодые люди, но ведь в отечественном кинобизнесе многие деятели относятся именно к этой возрастной группе - во всяком случае, большинству из них не надо объяснять, что такое Интернет и т.п. В той же самой Америке данная ветвь предпринимательства - это семейный (и даже патриархальный) бизнес. А человеку, разменявшему, скажем, седьмой десяток, привыкнуть к чему-то абсолютно новому гораздо сложнее.
И, наконец, четвертая причина состоит в том, что в России сейчас открывается много новых киноплощадок и руководству этих кинотеатров существенно легче сделать решающий шаг при выборе проекционного оборудования - и не просто приобрести традиционный пленочный проектор, а установить в одном из залов мультиплекса комплект цифровой аппаратуры и уже через полгода убедиться в том, насколько верным оказалось это капиталовложение. Ведь только за последние шесть месяцев в прокат вышло 11 (10 зарубежных и один отечественный) фильмов в «цифре». В ближайшем же будущем их число существенно возрастет. Все больше зарубежных студий изъявляют желание изготавливать цифровые копии для нашего рынка, да и российских картин такого формата появляется немало. Только к приближающемуся форуму и выставке «Кино Экспо» наша компания делает цифровой мастеринг 11 лент - среди них «Нулевой километр» Павла Санаева (этот фильм будет выпускать в прокат компания «Каскад»), «Антидурь» Владимира Щеголькова и другие картины из пакета Кинопрокатной группы «Наше Кино» и еще несколько проектов. Словом, уже к концу 2007 года в России будет достаточно фильмов для того, чтобы полностью обеспечить загруженность как минимум одного из залов мультиплекса только картинами на цифровых носителях.
Сергей Некрасов:
А что сдерживает внедрение цифровой проекции в России?
Олег Березин:
Как ни странно, порой то же самое, что способствует ее внедрению. Скажем, некоторые кинотеатры открылись всего год назад, и в них были установлены пленочные проекторы. Они пока еще не окупились. Можно ли винить их обладателей за то, что они не торопятся приобретать цифровое оборудование? Думаю, нет. Также следует принять во внимание, что те, условно говоря, полгода, прошедшие с начала цифровой революции в России, были своеобразным «тестовым периодом». Большинство же владельцев кинотеатров вовсе не стремится быть «впереди планеты всей» - они ждут некой стабильности, при которой можно было бы спокойно покупать различные аппаратные комплексы, не опасаясь, что через несколько месяцев появится что-то более совершенное и менее дорогое. Сегодня время экспериментов с оборудованием практически закончилось. Консорциумом Digital Cinema Initiatives (DCI), образованным семью студиями-мэйджорами еще летом 2005 года, выработаны единые требования к условиям цифрового кинопоказа. Можно приступать к внедрению цифрового кинопроекционного оборудования системно. И тут появляется еще один «тормозящий момент» - на сей раз психологический. Ведь цифровые кинопроекторы - это такой тип оборудования, который буквально взывает к его креативному использованию. Ведь только показывать с его помощью фильмы - это все равно, что использовать компьютер нового поколения лишь как печатную машинку, забыв о всех других его функциях и опциях. Менять же привычные алгоритмы поведения на новые - это задача не из легких даже для людей, не достигших преклонного возраста. Раньше директора кинотеатров могли просто приехать на кинорынок, договориться с дистрибьюторами, обеспечить свою площадку картинами на ближайший сезон и отправиться домой с чувством выполненного долга. А с цифровой кинопроекцией в кинозале можно сделать много нового. Альтернативного контента становится все больше - это и трансляции разнообразных спортивных состязаний, и концерты знаменитых музыкальных коллективов и исполнителей (например, недавно в Санкт-Петербурге мы организовали показ фрагментов из предназначенного специально для проката в цифровых кинотеатрах фильма-концерта «Земфира. Концерт в Зеленом театре», который представили режиссер проекта Рената Литвинова и продюсер проекта Сергей Дихтенко), и компьютерные игры, и многое другое. На то, чтобы освоиться в этом океане возможностей, естественно, требуются и время, и определенные усилия над собой. Но пока еще далеко не все кинопоказчики готовы к выходу из нынешней «зоны комфорта».
Сергей Некрасов:
Вы часто употребляете термин «контент». Что он означает применительно к цифровым кинотеатрам?
Олег Березин:
Прямой перевод английского слова content - содержание. Когда речь идет о традиционном пленочном кинопоказе, то тут все просто - это сами фильмы, рекламные ролики, киножурналы и коммерческая реклама. В «цифровом» же мире понятие этого слова расширяется. Скажем так, в рассматриваемом нами случае контент - это совокупность аудиовизуальной информации, демонстрируемой и распространяемой кинотеатром для кинозрителей. То есть это не только фильмы и рекламные ролики, но и музыкальные программы, прямые трансляции, телемосты, игры, мелодии, тексты и т.д., которые доставляются зрителям не только через большой экран, но и через другие коммуникационные каналы - например, через видеопанели в фойе, через интернет-сайт кинотеатра, через сервисы мобильной связи.
Сергей Некрасов:
Вытеснит ли «цифра» пленку в области кинопоказа, или оба эти формата будут существовать бок о бок и в ближайшем будущем, и в более отдаленной перспективе?
Олег Березин:
Уверен, что вытеснит. Сегодня пленка - единственный нецифровой формат, с которым студии пока вынуждены мириться. Все остальное уже давно перешло в цифровую область - DVD, Интернет, контент для мобильных телефонов и т.д. В 2007 году в мире речь активно ведется о создании так называемых Digital Media Platform, единых цифровых платформ для распространения медиаконтента. В их структуру кинопленка никак не вписывается. Так что работа киностудий по вытеснению пленки из кинотеатров рано иди поздно увенчается успехом. Но вот в области киносъемок пленку еще довольно долго ничто адекватно не заменит. Знаете, бизнес «Невафильм» во многом связан с постпродакшн. Мы используем множество цифровой аппаратуры - цифровые монтажные станции, цифровые микшерские пульты и т.д., но звук пишем на аналоговые ламповые микрофоны. Так и в кинопроизводстве - уверен, пленка будет дорожать, вырастет и стоимость ее обработки, но качество, сопоставимое с ее показателями, производители цифровых кинокамер смогут обеспечить еще очень нескоро.
Сергей Некрасов:
Сейчас с ростом числа современных кинотеатров кинопрокатчики правят бал. Как скажется внедрение цифрового типа кинопроекции на роли региональных дистрибьюторов? Кому более выгодно внедрение цифровой кинопроекции: дистрибьюторам или кинопоказчикам?
Олег Березин:
Действительно, сейчас дистрибьюторы «на коне». Но, на мой взгляд, этот период уже заканчивается. Вспомните, когда кинотеатров, оборудованных звуком Dolby Digital, в России были считанные единицы и зритель был готов платить по двадцать долларов за билет на «Титаник» (билет стоил 120 руб. при курсе 6 руб. за доллар), дистрибьюторы уговаривали директоров взять их фильмы. Ситуация радикально изменилась в 2000-2001 гг. с ростом числа современных киноплощадок. Я прекрасно помню кинорынки в «Измайлово», когда очереди стали выстраиваться к стендам дистрибьюторов (чуть ли не номерки на руках писали). Уверен, сегодня мы вступаем в эпоху, когда доминировать начинает зритель. За последнее время кинозритель сильно изменился (в том числе благодаря возможностям других технологий развлечений), стал более придирчив и требователен. Он хочет выбирать и управлять! А поскольку, к сожалению, неважных картин - как отечественных, так и зарубежных - на экранах появляется немало и 90% кинотеатров показывают один и тот же фильм в одно и то же время, аудитория начинает искать альтернативы кинозрелищу. И ей становится интересен, например, альтернативный контент. А его показ может обеспечить только кинотеатр, оснащенный цифровым кинооборудованием, и у этого кинотеатра, как следствие, начинает образовываться круг своих зрителей, которого нет и не может быть у соседней площадки, где в «рубке» киномеханика стоит лишь пленочный кинопроектор. Выгода налицо. Кстати, именно современные технологии общения зрителей между собой и с кинотеатром - Интернет, блоги, чаты, SMS и т.д. - позволяют сегодня предприятиям кинопоказа контактировать с новыми социальными группами кинозрителей. Вот вам еще одно преимущество философии цифровых кинотеатров. А тут уже недалеко и до современных рекомендательных интернет-сервисов, и до работы кинотеатра с целевыми группами населения и т.д. Что же касается прокатчиков, то в нашей стране с приходом цифрового кинематографа часть дистрибьюторских обязанностей (например, те, что связаны с доставкой фильмокопий) постепенно уйдет в прошлое. Но смысл существования кинопрокатных компаний останется неизменным. И состоять он будет не в печати копий и логистике, а в управлении правами. А права от типа кинопроекторов, установленных в кинотеатрах, не зависят. Кто же, кроме прокатчиков будет заниматься продвижением картин и их рекламной поддержкой, согласованием выпуска на других медиаплатформах? Да и кинопоказчики, как уже сказано выше, внакладе не останутся. Так что, очевидно, внедрение цифровой кинопроекции сегодня выгодно всем! Видимо, именно поэтому вся мировая киноиндустрия уверенно движется по направлению «к цифре».
Сергей Некрасов:
Какие компоненты входят в комплект оборудования для оснащения цифрового кинозала, и сколько за них потребуется заплатить владельцу кинотеатра в общей сложности?
Олег Березин:
Как говорится, нет предела совершенству! Суть ведь не в цифровой кинопроекции, а в получении эффективного инструмента в борьбе за зрителя. Проектор - как двигатель в автомобиле - сам по себе мало что значит. На двигатель не сядешь с комфортом, и уехать на нем без колес не удастся. В кинопоказе важно не только купить оборудование - нужно еще и знать, что с ним делать и какие цены устанавливать на новые типы услуг. Но если все же вернуться к ответу на ваш вопрос, скажу, что для оборудования цифрового кинозала, как минимум, требуются соответствующие требованиям DCI цифровой кинопроектор и сервер. Количество производителей проекторов ограничено. Их всего шесть: три, которые имеют лицензию компании Texas Instruments на производство DLP-кинопроекторов, Christie, Barco и NEC; два, выпускающих оборудование по сублицензии Barco - Kinoton и Cinemeccanica, а также компания Sony, выпускающая цифровые кинопроекторы на основе собственной технологии проекции SXRD. Кстати, ситуация на рынке сублицензий на выпуск DLP-кинопроекторов будет меняться в течение следующего года. Уйдут ли старые игроки, появятся ли новые - ответы мы получим достаточно скоро. Цена комплекта цифрового оборудования во многом зависит от мощности проектора. В случае, когда последний рассчитан на экран шириной до 17 м, расходы на его приобретение вкупе с затратами на покупку сервера составят порядка 90-95 тыс. евро, включая таможенные расходы и НДС.
Сергей Некрасов:
Деньги весьма существенные. А какие основные схемы возвращения средств, вложенных в оборудование цифрового кинозала, существуют сегодня?
Олег Березин:
Их несколько. Первая была инициирована американскими киностудиями, которые делятся с цифровыми кинотеатрами частью средств, сэкономленных на печати пленочных фильмокопий. Но это временная схема и актуальна она сегодня только в США и отчасти в Великобритании, где структура рынка очень схожа с американской. И это вполне понятно. Число цифровых кинотеатров растет; следовательно, студиям приходится выкладывать по этой схеме все более круглые суммы, и делиться своими доходами еще и с зарубежными кинопоказчиками они, естественно, не хотят. Тем более, поддерживая «цифру» в кинотеатрах, студии невольно льют воду на мельницу своих конкурентов - производителей альтернативного контента. Так что отечественным деятелям индустрии кинопоказа не стоит уповать на то, что «Америка нам поможет». Вторая схема, известная за рубежом под названием Premium Ticket Cost, основана на взимании большей платы за билет на фильм, идущий в цифровой проекции. Причем полученная таким образом прибыль должна полностью идти исключительно на компенсацию расходов на цифровое кинооборудование. Европейская сеть Kinepolis, применив эту схему в 10 своих кинотеатрах в 2004 году, получила за счет нее в среднем по 45 тыс. евро на цифровой кинозал. Будет ли работать Premium Ticket Cost в нашей стране - пока вопрос. В России и так цены на билет в кино (на фоне общего уровня материальной обеспеченности населения) и без того достаточно велики. Пока, насколько мне известно, у нас ее применяет (и то лишь отчасти) кинотеатральная сеть «Синема Парк». Разница с зарубежными странами состоит в том, что полученной таким образом прибылью этот кинопоказчик также (естественно, в соответствующей пропорции) делится с дистрибьюторами.
Отмечу, что в Европе также развита лизинговая модель, но связано это, прежде всего, с тем, что там кинотеатрам (в особенности, если это небольшие семейные предприятия) довольно непросто находить оборотные средства. В России же таких сложностей, как правило, не возникает. Все больше игроков здесь приходит на отечественный рынок кинопоказа из других областей бизнеса, и материальных затруднений они обычно не испытывают. Словом, в России вопрос «Как отдать?» гораздо актуальнее, чем «Где взять?». Поэтому и лизинг здесь мало кому интересен (разве что для оптимизации налогообложения). «Спонсорская модель» известна, в частности, по бизнесу IMAX. Заключается она в том, что залу присваивается имя какого-либо производителя, бренда и т.д., который, в свою очередь вкладывает часть средств в оснащение площадки цифровым обрудованием. Схема получается рабочей, взаимовыгодной и вполне применимой в России. Недавно я узнал, что она используется, например, в Краснодаре даже для обычных кинозалов. Ну и наконец, модель, предложенная нами, компанией «Невафильм». О ней мы впервые рассказали этим летом на выставке Cinema Expo в Амстердаме. Между прочим, ею заинтересовался президент NATO (Ассоциации владельцев кинотеатров США) г-н Джон Фитиан. Для реализации этой модели необходимо два базовых условия - бурно развивающийся рынок кинотеатров и достаточное количество кинофильмов в цифровом формате. С развивающимся рынком у нас все в порядке, остается убедить зарубежные и отечественные киностудии выпускать фильмы на цифровых копиях вне зависимости от количества цифровых кинотеатров. Здесь, кстати, я хотел бы поблагодарить компанию «Двадцатый Век Фокс», первой выпустившей на российском рынке голливудский блокбастер в цифровом формате (как вы наверняка помните, это была картина «Ночь в музее»). Затем подключились Warner Bros. и UPI, а чуть позже и отечественные производители: в июне этого года вышел в прокат первый российский фильм в цифровом формате - «Груз 200» режиссера Алексея Балабанова. Кстати, мастеринг цифровой копии был сделан в нашей лаборатории. Вскоре, надеюсь, решится вопрос с BVSPR. В общем, как я уже отмечал выше, к концу года недостатка в контенте цифровые кинозалы испытывать не будут. Но вернемся к нашей бизнес-модели. По расчетам «Невафильм», достаточно выпускать в отечественный прокат 30-40 качественных, т.е. «нормально кассовых» фильмов в цифровом формате в год, чтобы в новом мультиплексе один-два кинозала можно было оснастить только цифровым кинопроекционным оборудованием и не тратиться на закупку пленочного. А это очевидная экономия. Ведь комплект обычного кинопроекционного оборудования, включая 35-мм кинопроектор, мультимедийный видеопроектор и процессор Dolby, стоит около 60 тыс. евро, что всего на 30 тыс. евро дешевле, чем цифровой кинопроектор вместе с сервером. А окупить 30 тыс. евро уже значительно проще. Вспомните хотя бы о возможностях альтернативного контента или показа фильмов и программ в формате 3D. По-моему, при такой альтернативе выбор очевиден!
Сергей Некрасов:
Кстати, о 3D! Хватает ли здесь контента? И чем 3D-проекция в цифровом кинотеатре отличается от таковой, скажем, в кинозале IMAX?
Олег Березин:
Строго говоря, контента всегда не хватает. Это касается и кинопроката, и телевидения, и программ в 3D-формате. К счастью, последнего производится все больше. Какие-то производители сразу поверили в то, что у этого типа визуальных развлечений большое будущее. К их числу относится, например, компания Walt Disney, уже выпустившая в 3D в кинопрокат такие ленты, как «Цыпленок Цыпа», вновь изданный «Кошмар перед Рождеством» и «В гости к Робинсонам». Не остались в стороне и профессионалы из Sony Pictures, порадовавшие зрителей «Домом-Монстром 3D». К сожалению, все вышеупомянутые ленты вышли на экраны России лишь в обычном формате (за исключением «Кошмара перед Рождеством», который пока у нас не прокатывался). Среди голливудских апологетов трехмерного изображения такие всемирно известные режиссеры, как Джордж Лукас, Роберт Земекис, Роберт Родригес и Джеймс Кэмерон. Так что, думаю, увеличение количества 3D-картин в прокате не за горами. По моим прогнозам, первая серьезная волна продукции такого рода придется на 2008-2009 гг. Ну а до той поры в России состоится релиз трехмерного «Беовульфа» и, надеюсь, - наконец-то! - «Кошмара перед Рождеством». Активизировались и европейские производители: мне, например, очень понравился полнометражный 3D-мультфильм Fly Me to the Moon бельгийской компании nWave Pictures, фрагмент которого мы недавно показывали директорам кинотеатров в Санкт-Петербурге. А ведь есть еще и познавательные фильмы - такие как «Монстры из бездны» и «Язык насекомых», или картины из библиотек других независимых производителей. Например, лента «Динозавры 3D» будет доступна не только для показа на площадках IMAX, но и в цифровых кинотеатрах. То есть на наших глазах происходит взаимопроникновение двух платформ. Кстати, недавно представители IMAX объявили о том, что с 2009 года их кинотеатры перейдут на цифровые проекторы. Так что вектор развития мировой киноиндустрии всем виден предельно четко. Ну а об отличиях цифровых кинозалов от кинотеатров IMAX, в основе которых лежит определенная философия, можно говорить довольно долго, и эта тема вполне достойна отдельного журналистского исследования. Скажу лишь, что IMAX - это тот случай, когда размер имеет значение!
Сергей Некрасов:
Среди владельцев кинотеатров бытует мнение, что с оснащением киноплощадок цифровым оборудованием следует повременить, пока цены на него не упадут. Насколько обоснована такая точка зрения?
Олег Березин:
Всегда есть первопроходцы и последователи. Первые больше рискуют, но и получают большие дивиденды. Вторые - идут по их стопам, но сливок с пирога уже не получают. Словом, если ждать падения цен, то на существенную прибыль рассчитывать не приходится. Помните, чем ниже цена - тем доступнее продукт и для конкурента. А продолжать дешеветь цифровое оборудование вряд ли будет. Скорее всего, для того, чтобы вернуть инвестиции, производители просто начнут добавлять в кинопроекторы большее количество опций. Может быть, вскоре появятся кинопроекторы со встроенным сервером. Да и вероятность того, что в силу разных причин (например, из-за тех же неудобств, связанных с доставкой) производители или дистрибьюторы вообще прекратят работать с пленкой, тоже есть. Это, конечно, достаточно смелое предположение, но вспомните, как практически в одночасье Warner Bros. перестали работать с форматом VHS.
Сергей Некрасов:
Каковы дальнейшие планы компании «Невафильм» в области внедрения цифрового кинопоказа в России и СНГ?
Олег Березин:
Для меня цифровой кинопоказ, можно сказать, дело всей жизни. И, конечно, мне очень хочется, чтобы цифровая революция, которая началась теперь и в России, победно завершилась. Поверьте, за всю столетнюю историю кинопоказа отказ от кинопленки и переход на нематериальный носитель фильма - это самое фундаментальное изменение! Еще мне бы очень хотелось, чтобы студии-мэйджоры видели в России прогрессивный и цивилизованный рынок, а не дикую территорию. Лед тронулся и тут, о чем свидетельствуют недавние открытия собственных представительств голливудских компаний в нашей стране, но сделать на этом поле предстоит еще очень много. Свое будущее компания «Невафильм» связывает с мастерингом цифровых кинокопий, производством контента для цифровых кинотеатров (в том числе и альтернативного), с разработкой моделей новых медиауслуг для кинотеатров. Мы увеличиваем объемы продаж цифрового оборудования и выстраиваем схемы контроля его работоспособности, работаем в области доставки контента в цифровые кинотеатры. Так что, как видите, планы большие! Но самое главное для нас - быть полезными для нашей отечественной киноиндустрии при переходе к цифровому кинопоказу. И для этого мы сделаем все от нас зависящее.
Сергей Некрасов:
А что бы вы хотели пожелать себе в заключение нашего интервью?
Олег Березин:
Хотелось бы, чтобы наши клиенты и партнеры в области цифрового кинопоказа доверяли нам, компании «Невафильм», как своему семейному доктору, который знает, какое средство эффективнее, знает все побочные эффекты и всегда предложит лучшее, хоть порою и не самое дешевое средство! Чтобы решающим фактором в пользу выбора того или иного поставщика оборудования и услуг для цифрового кинопоказа были опыт и компетентность, а не только цена. А мы, в свою очередь, готовы делиться всеми нашими знаниями и опытом с нашими клиентами и партнерами.
Интервью опубликовано в журнале "Кинобизнес Сегодня" № 15 (136) от 06.08-19.08.2007
Невафильм DIGITAL™
|
|
|
|