|
Интервью с Президентом Национальной Ассоциации Владельцев Кинотеатров (NATO) Джоном Фитианом
|
Интервью с Президентом Национальной Ассоциации Владельцев Кинотеатров (NATO) Джоном Фитианом
|
20.06.2005
|
Джон Фитиан - президент Национальной Ассоциации Владельцев Кинотеатров, крупнейшей в мире профессиональной кинотеатральной организации. Среди её членов - крупнейшие сети кинотеатров, а также сотни независимых владельцев кинотеатров. Редактор и издатель Digital Cinema Report Ник Дагер последний раз брал интервью у Фитиана в феврале 2003 года. Стандарты Digital Cinema Initiative в сущности уже установлены, а разработка бизнес-модели близка к завершению, поэтому пришло время снова поговорить.
Digital Cinema Report:
Этот вопрос появился у меня на прошлой неделе, когда я готовился к интервью. Федеральный Апелляционный Суд США не принял так называемые broadcast flag rules.
(broadcast flag rules - правила, которые требуют использования технологии защиты от незаконного копирования цифровой информации в таких устройствах как цифровые телевизоры, DVD-рекодеры и персональные компьютеры. Федеральная Комиссия по Коммуникациям (FCC) США разработала эти правила под давлением киноиндустрии, опасающейся незаконного копирования HD информации. Правила требовали, чтобы цифровые телевизоры, DVD-рекодеры и прочие бытовые приборы, произведенные после 1 июля, распознавали цифровой код, передаваемый в потоке вещания. Новые цифровые телевизоры позволяли бы осуществлять запись только на устройства, удовлетворяющие требованиям правил о защите авторских прав. Однако правила не были приняты из-за реакции групп, выступающих в защиту прав потребителей, и таких компаний как Microsoft и Intel, заявивших, что это может ограничить технологические инновации - Прим. www.digitalcinema.ru).
Как известно, Голливуд выступал за принятие этих правил и считает, что они могут существенно помочь в борьбе по защите цифровых прав. Является ли это решение суда важным для демонстраторов? Считаете ли Вы это решение неким препятствием окончанию работы DCI над вопросом шифрования?
Джон Фитиан:
Несмотря на то, что эти правила могли бы быть прекрасным средством борьбы с пиратством в сфере телевещания, они не затрагивают вопрос цифрового кино. Решение суда также не оказывает какого-либо существенного эффекта на обсуждение вопросов цифрового кино.
DCR:
Последние два года продажа билетов в кинотеатры находится практически на одинаковом уровне. В чем, по-Вашему, причина этого?
Фитиан:
Несмотря на незначительное снижение прибыли от продажи билетов за последние два года, нужно помнить о долгосрочных тенденциях. В 2002, 2003 и 2004 годах в США было продано более 1,5 миллиарда билетов. Такой посещаемости не было с 1959 года. В самом деле, с 1970 по 2004 год посещаемость выросла на 67%, тогда как численность населения США - на 43%. Американцы посещают кинотеатры чаще, не реже. За последние 13 недель 2005 года наблюдалось падение. Но это падение является результатом производства. За этот период было выпущено на 7 фильмов меньше, по сравнению с периодом прошлого года. Кроме того, в 2005 году не было фильма «Страсти Христовы». Наш бизнес цикличен и мотивируется продуктом.
DCR:
Влияет ли на это количество кинозалов?
Фитиан:
Нет.
DCR:
Сколько сегодня в Северной Америке действующих кинотеатров и кинозалов?
Фитиан:
Сегодня в Северной Америке примерно 41 000 кинозалов (36 700 в США и 4300 в Канаде). И там приблизительно 6200 кинокомплексов.
DCR:
Это жизнеспособное количество для будущего или индустрии необходимо меньше/больше?
Фитиан:
Настоящее количество жизнеспособно. Я надеюсь, что роста их числа не произойдет, поскольку не считаю, что рынок сможет обеспечить рентабельность большего числа кинозалов. Надеюсь, наши члены закроют старые кинозалы так же быстро как откроют новые.
DCR:
Сколько цифровых кинозалов в кинотеатрах, входящих в NATO, в Северной Америке?
Фитиан:
Около 100.
DCR:
Я спрашивал Вас об этом в прошлом интервью, но повторю снова: каковы три главные проблемы, стоящие перед кинотеатрами сегодня?
Фитиан:
(1) Переход на цифровое кино при наличие надлежащих спецификаций, качественных уровней и бизнес-моделей. (2) Пиратство (или воровство фильмов, как мне больше нравится говорить) (3) Надлежащие временной период между выпуском фильмов в кинотеатрах и на DVD.
DCR:
Мне нравится ваше предпочтение называть это воровством, а не пиратством. Пиратство звучит эффектно, даже позитивно, а на самом деле это просто воровство. Следующий вопрос. Сколько процентов контента, демонстрируемого в кинотеатрах-членах NATO, поступает из Голливуда?
Фитиан:
Это зависит от того, что понимать под «Голливудом». Если Вы имеете в виду фильмы, произведенные хотя бы частично компаниями, базирующимися в Северной Америке, то мой ответ - примерно 95%.
DCR:
Измениться ли этот процент в будущем?
Фитиан:
Надеюсь. Разнообразие продукта помогло бы кинотеатрам.
DCR:
Я знаю, что Вам лично не нравится определение «домашний кинотеатр». Весьма справедливо. Однако продажи DVD - это источник гораздо большей прибыли для Голливуда, по сравнению с прибылью от продажи билетов в кинотеатры. Мне это говорит о том, что все больше людей смотрят кино дома на все увеличивающихся в размерах экранах, в комнатах, где зачастую можно встретить кресла как в кинотеатре. Не является ли это проблемой для кинотеатров?
Фитиан:
И да, и нет. Наши главные конкуренты - другие виды развлечений вне дома - спортивные матчи, концерты, боулинг и т. д. Людям всё ещё нравится проводить время вне дома. Продажи DVD действительно сильно выросли. Однако высокий уровень продаж DVD делает киностудии сильнее, а это помогает нам. Это одна из причин того, что посещаемость кинотеатров возросла, даже несмотря на рост продаж DVD. Я приводил сравнение 1970 года с 2004. За всю историю киноиндустрии сильный удар был нанесен ей телевидением в 60-70 годы 20 века. Но подобных падений из-за VHS, DVD или видео по запросу (VoD) не было. С другой стороны, если временной промежуток между кинотеатральными и DVD релизами продолжит сокращаться, нас беспокоит то, что поклонники фильмов могут перейти на принцип «waiting for DVD». Это стало бы проблемой, но мы ещё не столкнулись с этим. Поход в кинотеатр остается фундаментально отличным времяпрепровождением по сравнению с просмотром в домашних условиях. Большой киноэкран. Звуковая система. Мы также надеемся внести улучшения с введением цифрового кино.
DCR:
Хорошо известно, что кинодемонстраторы в Индии, Азии и Европе стремительно устанавливают новые кинотеатральные системы, которые они называют цифровым кино, даже несмотря на то, что они не всегда удовлетворяют техническим требованиям DCI. Два вопроса. Влияет ли эта тенденция на демонстраторов Северной Америки? Прогнозируете ли Вы, что в будущем все будет ещё более хаотично из-за такого разнообразия так называемых систем цифрового кино?
Фитиан:
В долгосрочной перспективе большинство цифровых систем, устанавливаемых в мире, будет совпадать с системами, устанавливаемыми в Северной Америке и удовлетворять требованиям DCI. Но даже при наличии за пределами Америки цифровых систем низшего качества, это не повлияет на сектор кинодемонстрации США. Мы должны устанавливать высококачественные системы для удовлетворения запросов Голливуда, потому что оттуда поступает наш продукт.
DCR:
Начался ли в Северной Америке переход к цифровому кино или мы все ещё на ранней стадии экспериментов?
Фитиан:
На стадии экспериментов, но не на ранней. Переход скоро начнется. Надеюсь, когда закончится стадия тестирования спецификаций DCI.
DCR:
Сегодня в тысячах кинозалов Северной Америки устанавливаются цифровые системы для показов pre-show и рекламы. Мне говорили, что в целом демонстраторы рассчитывают на их успех. Это правда? Как Вы оцениваете работу таких систем?
Фитиан:
Попробую: их сейчас 8 000 - 9 000, и их число будет расти. С экономической точки зрения системы работают. Объем рынка рекламы в кинотеатрах в Северной Америке приближается к $500 000 000, а цифровые системы стимулируют этот рост. Но не путайте системы цифровой рекламы и цифровое кино. Первые стоят 1/10 от стоимости последних и могут амортизироваться в течение нескольких лет.
DCR:
Чем ознаменуется начало распространения цифрового кино?
Фитиан:
Окончанием работы над спецификациями DCI (вероятно в июле). Когда демонстраторам будет предложен жизнеспособный бизнес-план, поддержанный большинством киностудий. После завершения периода тестирования спецификаций (ближе к концу 2006г.)
DCR:
После начала перехода, сколько времени пройдет перед тем как самые важные кинотеатры-члены NATO перейдут на цифровой формат?
Фитиан:
Я не понимаю, что Вы имеете в виду под «важными». Но после начала распространения потребуется семь лет.
DCR:
На какой стадии находится бизнес-модель?
Фитиан:
На стадии разработки. Но она пока не готова для публичного разглашения подробностей.
DCR:
На сколько я понимаю, в настоящее время обсуждается несколько предложений по бизнес-моделям, во многом похожих. Не могли бы Вы описать разные модели, хотя бы в общем? Если можете, то определите «за» и «против».
Фитиан:
Я не могу обсуждать это публично. Но базовая модель предполагает участие финансовой организации-посредника, которая вкладывает капитал в кинотеатры на установку оборудования, соответствующего спецификациям DCI. Эта организация возвращает инвестиции и прибыль со своего капитала в течение периода перехода через контрибуции от киностудий, строящихся на экономии за счет исключения фильмокопий.
DCR:
Вы говорили, что в долгосрочной перспективе преимуществами цифрового кино смогут воспользоваться как крупные сети, так и владельцы небольших кинотеатров. Вы по-прежнему так считаете?
Фитиан:
Да. Если начнется повсеместный переход на цифровое кино, для небольших кинотеатров будет гораздо легче получать фильмы, которые они хотят, поскольку не будет препятствий в виде расходов на фильмокопии.
DCR:
Есть ли ещё какие-нибудь важные моменты?
Фитиан:
Да. Самый важный … потенциальное влияние 3D технологий на переход к цифровому кино. Сегодня разрабатываются несколько технологий, впечатляющих демонстраторов. 3D в цифровом мире может расширить этот рынок.
|
|
|
|