Формат Digital 3D в кинотеатрах
Формат Digital 3D в кинотеатрах
Майкл Карагосян

Советник по вопросам технологий
Национальной Американской Ассоциации
Владельцев Кинотеатров (NATO)

Многое было сделано на пути усовершенствования качества цифровой проекции изображения в кинотеатре, но гораздо меньше - в области открытия новых возможностей цифрового кино, которые могли бы способствовать росту кассовых сборов. Несмотря на то, что электронная реклама стала одним из важнейших источников дополнительной прибыли, она не требует высокого качества изображения, установки дорогих проекционных систем, типичных для цифрового кино. Первый прорыв в открытии новой и конкурентоспособной возможности цифрового кино был представлен в марте 2005 года на ShoWest - цифровая проекция 3D контента.

3D захватило воображение производителей фильмов с первых же дней появления нового формата. Первым 3D материалом, о котором известно автору этой статьи, является фрагмент из фильма 1915 года Jim the Penguin. Однако формат 3D всегда оставался новшеством, никогда не переходя в широко распространенный стандартный формат для фильма.

Существуют препятствия, удерживающие 3D от становления популярным форматом. 3D изображение сложно фиксировать на пленке, необходимы специальные приспособления для камеры, которые сложно контролировать из-за их стереоскопического эффекта.

Захват 3D изображения может вносить искусственную нестыковку между левым и правым изображениями, что напрягает зрение, вызывая головную боль у зрителя. 3D-захват также очень проблематичен для производителя, желающего сохранить определенную объемную перспективу между взаимосвязанными сюжетами. С точки зрения оператора кинотеатра - высококачественное 3D изображение трудно проецировать в кинотеатре. Однако некоторым удалось добиться этого, например, IMAX. Несмотря на то, что в массовом кино пробовались различные подходы, все они потерпели неудачу по причине недостаточно высокого уровня качества или сложностей с использованием.


Несмотря на эти недостатки, среди производителей фильмов есть поклонники 3D, которые проявляют инициативу и используют формат, чтобы рассказывать свои истории. Среди них Джеймс Камерон («Призраки Бездны» и «Танец Бездны»), Роберт Родригез («Дети Шпионов 3D - Игра Закончена» и «Приключения Шаркбоя и Лавы») и Роберт Земекис («Полярный Экспресс»). Недавно компания Disney вошла в историю, объявив о премьере своего нового мультфильма «Цыпленок Цыпа» в формате 3D в цифровых кинотеатрах. Эти производители основывают создание своих 3D фильмов либо на стереоскопическом захвате живого изображения, либо на компьютерной стереоскопической графике, либо на комбинации этих двух способов. Презентации их фильмов также проводились по-разному. Для презентаций широкоформатных фильмов часто используются проекторы с функцией сдвоенной передачи данных. Такие установки предполагают, что зрители одевают «активные» 3D очки, которые работают синхронно с проекционной системой, гарантируя, что каждый глаз видит изображение только с одного проектора. Для 35мм систем использовался метод "over-and-under", требующий наличия только одного проектора со специальным объективом. Более распространенная 35 техника проекции использует анаглифический формат, когда левое изображение по цвету отличается от правого. В анаглифическом формате зритель надевает очки с фильтрами соответствующих цветов, что обеспечивает правильное изображение для каждого глаза.

Несмотря на доступность технологии и её успешное использование для создания трехмерных версий компьютерной анимации, проблема захвата живого изображения в 3D удерживает большинство производителей от использования этой технологии. Но все меняется. В течение 7 лет, компания In-Three, базирующаяся в Лос-Анджелесе и основанная Майклом Кеем, работала над совершенствованием техники перевода движущегося 2D изображения в 3D, используя процесс Dimensionalization. Сегодня In-Three стоит за рядом частных и публичных демонстраций, привлекших внимание многих крупных производителей. Например, In-Three создала открывающие сцены фильма «Звездные Войны. Эпизод 4», а также отрывки из других фильмов, что привлекло внимание владельцев кинотеатров и прессы на ShoWest и (на частной демонстрации) на Cinema Expo в 2005 году. Технология In-Three также побудила Джорджа Лукаса объявить о своем намерении переиздать «Звездные Войны» в формате 3D в 2007 году. Такие технологии как Dimensionalization позволяют производителям создавать стереоскопическое движущееся изображение при использовании 2D инструментов, к которым они привыкли.

Благодаря технологии перевода двумерного изображения в трехмерное стало возможным решение проблемы с доступностью контента, теперь индустрии необходим широко распространенный способ для показа 3D фильмов в кинотеатрах. К счастью возможность сделать это есть в цифровых кинотеатрах.

С помощью цифровой проекции демонстрировались два способа показа 3D проекции. Их отличие состоит в необходимости предварительной обработки изображения (либо её отсутствии), в необходимости модификации проектора (либо в её отсутствии), в типе используемого экрана и очков.

Формат, используемый Disney для цифровой 3D презентации «Цыпленка Цыпы», был разработан компанией Real-D. Этот формат предполагает использование сочетания предварительной обработки изображения, активного LCD-поляризатора, встраиваемого во фронтальной части объектива проектора, серебряного экрана для поддержания поляризации проецируемого луча и пассивных поляризационных очков.

Комбинация этого метода хорошо продумана, но, как и все методы, он имеет свои плюсы и минусы. Важное преимущество заключается в том, что он сводит к минимуму операционные расходы на очки. Для владельца кинотеатра недорогие очки будет проще использовать одноразово, нежели собирать и мыть их для повторного использования. Однако, сложность этого метода в том, что комбинированный оптический путь, создаваемый активным поляризатором, серебряным экраном и пассивными очками создает низкий коэффициент затухания для изображения, которое зритель наблюдает как фантомное. Как возникает данный артефакт? 3D эффект создается точным смещением объектов в изображениях для каждого глаза. Если один глаз увидит хотя бы небольшую часть изображения, предназначенного для другого глаза, ослабленное второе изображение будет видимо как фантом основного изображения. Чтобы минимизировать этот фантомный эффект, Real-D осуществляет предварительную обработку изображения, используя запатентованный метод вычитания изображений. В будущем Real-D планирует использовать обработку изображения в реальном времени, которая будет происходить в киноаппаратной кинотеатра. Эта обработка будет осуществляться после получения контента, а не до того. Существуют другие расходы, которые нужно учитывать. Активный LCD- поляризатор изображения должен пропускать интенсивный луч света, что потенциально сокращает срок его службы, и в скором времени требуется замена. Высокая стоимость серебряного экрана - один метр может стоить до $540.

Другой способ проекции цифрового 3D предлагается компаниями NuVision и In-Three. NuVision - производитель пластиковых 3D очков для правительственных нужд, медицины и промышленности. NuVision вошла в партнерство с In-Three, чтобы разработать 3D очки для кинотеатральных демонстраций. Этот способ проекции выделяется отсутствием необходимости предварительной обработки 3D изображения, а также не требует наличия активного LCD-поляризатора для проектора и дорогого серебряного экрана для поддержания поляризации проецируемого луча. Недостатком этого метода является то, что очки стоят гораздо дороже, чем пассивные очки. (NuVision планирует взимать $30 за пару очков, предназначенных для кинотеатрального использования). Так как очки стоят слишком дорого, чтобы просто выкидывать их, нужно их собирать и мыть, что приводит к появлению дополнительных затрат на рабочую силу. Активные очки также могут иметь ограниченный срок службы, если имеют встроенную батарею внутри, и требуют периодической замены.

Для точного сравнения затрат описанных способов проекции не хватает цифр. Однако, скорее всего расходы на per-show не существенно разняться, создавая конкурентную среду.

Несмотря на одновременное существование различных способов цифровой проекции 3D контента, между ними имеется обоснованная общность, на основе которой можно создать полезные стандарты. Среди них будут формат файла для дистрибуции, способ доставки 3D информации к проектору, и промежуточная информация, отправленная к проектору, которая настраивает его на демонстрацию 3D контента со скоростью 48 кад/сек. Такие стандарты привнесут новый уровень возможности к взаимодействию для стереоскопической технологии в киноиндустрию, что обеспечит широкомасштабное распространение демонстрации художественных фильмов в 3D. Это цель, к которой должна стремиться индустрия.





Впервые статья опубликована в журнале INS Asia Magazine за август 2005года



© По материалам: http://kmpartners.org
При перепечатке ссылка на источник обязательна
© Перевод: Светлана Мудрова. Невафильм DIGITAL™. 2006
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012