Цифровой кинопоказ выходит в лидеры
Цифровой кинопоказ выходит в лидеры

25.05.2012

В 2011 году цифровой формат стал доминирующим форматом кинопоказа в мире, вытеснив 35-мм

• В конце 2011 года в мире насчитывалось 63 825 цифровых кинозалов или 51,5% от общего числа кинозалов мира
• На рынке продолжается быстрый рост - в 2011 году открыто 28 755 новых цифровых залов. В 2012 году рост продолжится
• Открытие цифровых кинозалов в Западной Европе мотивировано действием VPF-механизмов и работой интеграторов цифрового оборудования
• Великобритания полностью перейдет на цифровой формат к началу 2013 года, Франция – к концу 2013 года
• В США в конце 2011 года действовало 25 621 цифровых кинозалов, 12 565 из них - 3D
• На рынке США рост числа цифровых кинозалов происходит в основном благодаря модернизации кинотеатров-членов DCIP и в рамках второго этапа реализации проекта «Cinedigm»

Спустя 13 лет со дня появления первого цифрового кинотеатра 2011 год стал годом, когда цифровой формат стал доминирующим форматом кинопоказа в мире, впервые за 80 лет вытеснив 35-мм с основных позиций. По данным «IHS Screen Digest», в конце 2011 года в мире насчитывалось 63 825 цифровых кинозалов или 51,5 % от общего числа кинозалов. Из них 35 979 оснащены 3D-системами (56,4 %). На рынке продолжается быстрый рост - в 2011 году открыто 28 755 новых цифровых залов (18 968 в 2010г.). В 2012 году широкомасштабное распространение цифрового кинопоказа продолжается, в первом квартале, по предварительным данным «IHS Screen Digest», было открыто 7 900 новых цифровых залов. Сегодня изменения в киноиндустрии происходят быстрыми темпами, влияние серьезного технологического сдвига ощущается во всём секторе и смежных отраслях. Для кинопоказчиков преимущества цифрового формата, заключающиеся в нефизической дистрибьюции, появлении новых форм контента и рационализации рабочего процесса, становятся все более очевидными, даже несмотря на то, что это порождает новые сложности. Что касается дистрибьюторов, то внимание многих из них сегодня приковано к технологическим вопросам, таким как доставка ключей (KDM), полнота Списка доверенного оборудования (Trusted Device Lists (TDL), 3D-субтитрирование, управление версиями и система цифровой доставки. С точки зрения бизнеса важнейшие изменение 2011 года – это полный переход на цифровой формат крупных киносетей, и распространение механизма группового финансирования в целях обеспечения возможности модернизации кинопоказчикам, которые могут осуществить это своими силами. Такие группы созданы, либо идут переговоры об их создании, в Великобритании, Нидерландах, Австралии, Филиппинах, Бразилии, Дании, среди крупных сообществ кинопоказчиков в США, Канаде, Японии, Австралии и Корее.

ЕВРОПА

В конце 2011 года в Европе насчитывалось 18 521 цифровых залов. Из них 15 265 в Западной Европе и 3 256 в Центральной и Восточной Европе. Для сравнения в 2010 году в Европе было 10 149 цифровых залов (8 368 и 1781 соответственно в Западной и Центральной/Восточной). Доля цифровых залов в Европе составила 52,3%. Сильный рост был обеспечен результатами цифровизации крупных стран, однако при этом есть несколько стран, которые либо полностью перешли на цифровой формат кинопоказа, либо близки к тому. Норвегия и Люксембург завершили переход на цифровой формат. В Норвегии это было достигнуто посредством досрочной реализации программы государственной поддержки. В Люксембурге имеется местный доминирующий игрок «Utopia Group», осуществивший модернизацию благодаря сотрудничеству с «Ymagis». Бельгия приближается к полной цифровизации, благодаря нескольким факторам, включая работу доминирующего оператора «Kinepolis», оцифровывающего все кинозалы сети, и государственное финансирование. В Нидерландах доля цифровых кинозалов на конец 2011 года составила 80%, остальные будут переоснащены в 2012 году, благодаря запущенной государством программе «CinemaDigitaal» (совместно «Arts Alliance»).

Среди крупных рынков Франция и Великобритания быстро движутся к полному переходу на цифровой формат. Великобритания планирует завершить переход к началу 2013 году. Во Франции 75% цифровых залов, а к концу 2013 года таковыми станут почти все, благодаря щедрой государственной программе, предполагающей финансовую поддержку 1 500 небольших кинотеатров/сетей и введение нового закона, обязывающего дистрибьюторов платить взносы за процесс модернизации. В Великобритании «Digital Funding Partnership» заботится о большей части небольших кинотеатров (XDC – интегратор цифрового оборудования), а крупные сети хорошо продвинулись с переоборудованием своих залов, также благодаря проекту Sony по оснащению сети Vue. Все ведущие сети Германии теперь участвуют в программах модернизации кинотеатров, также имеется механизм государственного финансирования до 1 000 экранов. Испания и Италия закрывают пятерку лидеров. Их ведущие киносети частично оцифровали свои залы, и там не действуют схемы государственного финансирования, рассчитанные на независимых кинопоказчиков.

В страна Центральной и Восточной Европы в целом процесс цифровизации кинотеатров идет медленнее, чем в странах Западной Европы, главным образом, по причине относительного отсутствия VPF-механизмов/интеграторов-посредников, работающих с этими странами, а также из-за большого количества старых однозальных кинотеатров и нехватки государственного финансирования. Однако ситуация начинает меняться, в некоторых странах начинают выделять государственные средства. Также помогают специальные компании-интеграторы цифрового кинооборудования, такие как FTT, открывшие свои филиалы в странах Центральной и Восточной Европы в 2009/2010.

В Польше Киноинститут запустил программу «Polish Digital Cinema Network», финансирующую пока 31 арт-хаус кинотеатр (в планах охватить 60). На многозальные кинотеатры приходится почти половина всех кинозалов (так, на «Cinema City» приходится почти 2/3 кинозалов в многозальниках), и они переоснащаются быстрыми темпами. Венгрия за последние два года потеряла девять арт-хаус кинотеатров, почти четверть из 44 кинотеатров, но для перехода на цифровой формат доступно государственное финансирование (финансирование 75% расходов), гарантирующее переоснащение большей части кинотеатров страны в течение двух лет, помимо работы сети «Cinema City». Румыния – ещё одна страна, где ведущей киносетью является «Cinema City», и где эта сеть имеет серьезные планы роста. Более чем 60% кинозалов Румынии переведены на цифровой формат, хотя для оставшихся независимых кинозалов модернизация может оказаться проблематичной. В 2011 году в Республике Чехия наблюдался быстрый рост базы цифровых кинозалов, но темп их открытия сильно замедлился в четвертом квартале 2011 года. На цифровой формат переведены почти все многозальные кинотеатры. Государственный фонд поддержки и развития кинематографии Чехии финансирует около 40 кинозалов в год.

В марте 2012 года «Arts Alliance Media» («AAM») в сотрудничестве с «Barco» запустили программу цифровизации. Программа лизинга работает на основе имеющихся VPF-соглашений «AAM» с шестью американскими киностудиями, а также около 100 соглашений, заключенных с европейскими дистрибьюторами. Эта программа поддержана одной из крупнейших лизинговых компаний Бельгии «ING Lease Belgium», которая выделила на эти цели €100 млн ($131,4 млн). Она рассчитана на 18 месяцев и имеет целью переоснащение до 2 000 кинозалов.

Со своей стороны компания «XDC» активно наращивала мощности услуг по цифровому контенту, среди последних шагов – приобретение немецкой компании «Bewegte Bilder». Сейчас у XDC три ключевых офиса в Европе, а к концу 2012 года планируется открытие еще пяти. «Bewegte Bilder» также выступает системным интегратором цифровых кинотеатров.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

В 2011 и в 2012 году в США продолжается быстрый рост числа цифровых кинозалов. К концу 2011 года их было 25 621, 12 565 из них оснащены 3D. Рост происходит благодаря цифровизации кинотеатров-членов «DCIP», а также благодаря продолжению реализации второго этапа программы «Cinedigm». В начале 2012 года компания оснастила свой 10 0000-ый кинозал, а также была присоединена к «Christie», которая запустила в 2011 году программу цифровизации на основе VPF, нацеленную на независимых кинопоказчиков. Азиатская группа «GDC» тоже недавно запустила VPF-программу для кинотеатров США. В Канаде также наблюдался сильный рост – число цифровых кинозалов увеличилось с 748 в конце 2010 года до 1 848 в конце 2011, что произошло во многом благодаря совместному предприятию «Canadian Digital Cinema Partnership» («CDCP»). По данным на конец 2011 года 67% кинозалов страны предлагают услуги цифрового кинопоказа, и учитывая преобладание на рынке сети «Cineplex», полный переход на цифровой формат не за горами. В июне 2011 года «CDCP» получило финансирование в размере $115 млн на обеспечение модернизации всех 1 600 кинозалов-членов организации к концу 2012 года. Независимые кинотеатры Канады также планируется перевести на цифровой формат в 2012 году.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

В Центральной и Латинской Америке прогресс продолжается, хотя он относительно замедлился и во многом происходит за счет открытия 3D-залов. Но недавно «Arts Alliance Media» объявила о подписании первого VPF-соглашения по региону с «Sony Pictures» о модернизации кинотеатров в Бразилии, Мексике, Аргентине, Колумбии, Чили, Перу и Эквадоре. В конце 2011 года в регионе насчитывалось 2 195 цифровых залов (1 251 в конце 2010). Из них 2 119 (или 96,%) оборудованы 3D. Одна из причин медленного роста – отсутствие VPF-программы для региона, хотя теперь начались и идут конкретные переговоры в этом направлении, но пока по большим странам. Мексика – крупнейший рынок региона, где действует более 5 000 кинозалов и высока концентрация вокруг небольшого числа многозальных кинотеатров. В стране 1 200 цифровых кинозалов, из них 97% 3D.

В Бразилии открыли государственный фонд поддержки перехода кинотеатров на цифровой формат. Это единственная страна в регионе, где государственный сектор участвует в процессе модернизации. В 2011 году было заключено предварительное соглашение между «Beyond All, LLC» при поддержке «Cinedigm» и «MKPE Consulting» с консорциумом 15 кинопоказчиков, представляющих интересы 1 000 кинозалов Бразилии. По условиям соглашения будет разработан план перехода на цифровой формат на основе VPF-соглашений с американскими студиями. Соглашение о предоставлении управления VPF и услугах переоснащения предусматривает вклад со стороны местного агентства по кино «ANCINE», а также банка «Brazilian Development Bank». Однако по информации на апрель 2012 года условия соглашения еще не были полностью согласованы.

АЗИЯ

Ключевым азиатским рынком является Китай, где очень быстрыми темпами растут кассовые сборы и число кинозалов, которые с самого начала оснащаются цифровым оборудованием. Сегодня в Китае 7 853 цифровых кинозалов, почти двукратный прирост по сравнению с прошлым годом. И скорее всего в 2013 году страна полностью перейдет на цифровой формат. Первым азиатским рынком, где кинотеатры на 100% цифровые, является Гонконг.

В Японии рынок наконец-то начал прогрессировать, мотивируемый планами цифровизации ведущих кинопоказчиков. Сеть многозальных кинотеатров «Shochiku» подписала VPF-соглашение с компанией «GDC», провайдеров технологий и услуг в области цифрового кинопоказа, у которой также заключены VPF-соглашения с главными японскими дистрибьюторами «Shochiku», «Toho» и «Toei».

Южная Корея вероятней всего станет следующим крупнейшим на 100% цифровым рынком в регионе. На данный момент 88,4% или 1 745 кинозалов страны оцифрованы. Высокий процент цифровых кинозалов в стране достигнут благодаря модернизации кинозалов «DCK», группы ведущих кинопоказчиков Кореи.

Оператор цифровых кинотеатров в Индии «UFO Moviez» получил контрольный пакет в VPF-соглашении с интегратором «Scrabble» в 2011 году и выделил $150 млн на дальнейшие планы «Scrabble» в Индии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. «Scrabble» в течение ближайших двух лет планирует оборудовать около 2 000 кинозалов в разных странах, соглашения по более чем 600 кинозалов на Ближнем Востоке уже подписаны. В Индии «Scrabble» подняла свою планку с 300 кинозалов стандарта ISO (обычно называемых DCI-совместимыми) до 800, охватывая как небольшие кинотеатры, так и мультиплексы.

В Филиппинах «D-Cinema Alliance» («DCA») заключил VPF-соглашения с четырьмя студиями и ведет переговоры с двумя оставшимися, по поставке контента в цифровом формате в кинотеатры, а также о выплате взносов в течение нескольких лет. «DCA» был создан для перевода кинотеатров страны на цифровой формат. Ведущий кинопоказчик «Cinema 21» планирует переоборудовать 575 своих кинозалов к июню 2012 года.

В Австралии и Новой Зеландии компания «Cinedigm», ведущий интегратор цифрового оборудования в кинотеатрах Северной Америки, заключила свое первое региональное соглашение с «Ассоциацией независимых кинотеатров Австралии» («ICAA» - Independent Cinemas Association of Australia), чтобы модернизировать кинозалы членов Ассоциации в Австралии и Новой Зеландии. «ICAA» представляет интересы 500 кинозалов примерно в 110 кинотеатрах.

БЛИЖНИЙ ВОСТОК / АФРИКА

На африканском континенте прогресс происходит медленно и мотивируется главным образом 3D. Главный рынок – Южная Африка, где в конце 2011 года действовал 121 цифровой кинозал, хотя во второй половине года рост практически остановился.

Сеть «Cinema City» быстрыми темпами движется к цифровизации всех своих кинозалов в Израиле. Сейчас там 196 цифровых залов. Во всех странах региона прогресс мотивируется главным образом 3D-технологией, хотя на Ближнем Востоке индийский интегратор «Scrabble» планирует переоборудование кинотеатров по VPF-программе.

СИСТЕМЫ ЦИФРОВОЙ ДИСЬРИБЬЮЦИИ И КОНЕЦ 35-мм

Высокий спрос на цифровое кинооборудование означает быстрое падение спроса на 35-мм фильмокопии. На своем пике пленочная дистрибьюция использовала около 13 млрд футов пленки в год (что эквивалентно пятикратному расстоянию до Луны и обратно), однако в 2010 году этот показатель начал резко снижаться, и в 2012 году индустрия в целях дистрибьюции использует около 4-5 млрд футов. Во времена, когда цена серебра, главного сырья для обработки пленки, поднялась с $5 за унцию (державшуюся почти 20 лет) до $25 за унцию (достигая $50), спрос на фильмокопии быстро снижается. Сдвиг в индустрии оказывает влияние на всю цепочку стоимости - поставку пленки (Kodak, Fuji и Agfa), обработку пленки (Deluxe, Technicolor и местные лаборатории) и пленочную дистрибьюцию. Это привело к ситуации, о которой не было и речи три года назад: Deluxe и Technicolor предпринимают совместные усилия по выпуску пленки, её печати и доставке. Цель – снизить операционные расходы в соответствии с рыночным спросом. То же самое может в конечном итоге произойти на уровне продажи пленки. Согласно прогнозам «IHS Screen Digest», к концу 2013 года пленка выйдет из массового использования в США. В Западной Европе этого не произойдет до конца 2014 года, принимая во внимание большое количество стран и возможности государственной поддержки. Другие страны мира окажутся под неким давлением, и к концу 2015 года пленка перестанет использоваться.

Сейчас внимание многих приковано ко второму этапу перевода кинотеатров на цифровую технологию. Стандарт индустрии в области дистрибьюции (принятие на долгосрочный период) – спутниковая доставка контента, по крайней мере, фильмов и прямых трансляций мероприятий в кинотеатры. Спутник – система передачи типа «точка - несколько точек», его широкомасштабное внедрение зависит от объема - необходимо минимум 500 кинотеатров. Однако пока используются наземные сети (на широкополосную передачу переведены 20% сети европейского оператора «Smartjog») и со временем, по мере снижения стоимости высокоскоростных широкополосных сетей, возникнет конкуренция со стороны этого источника.

DIGITAL 3D

В конце 2011 года в мире насчитывалось 35 979 3D-кинозалов. В 2011 году было открыто примерно столько же новых 3D-залов, сколько и в 2010 (13 654 и 13 344 соответственно), что говорит о прекращении быстрого роста в этом сегменте. На уровне посещаемости рынок входит на стадию зрелости – кассовые от проката 3D-фильмов в Северной Америке в 2011 году были на 9,3% ниже, чем в 2010. Общие сборы от проката 3D-фильмов в 2011 году составили $1,941 млрд, по сравнению с $2,14 млрд годом ранее. Среди киностудий наибольшие кассовые сборы в Северной Америке в 2011 году пришлись на 3D-проекты «Paramount», за которой следуют «Warner Bros» и «Disney».

Рынок 3D переходит в стадию зрелости, зрители прошли стадию новизны и теперь рассчитывают на качественный 3D-контент. Студии также пересматривают старые каталоги в поисках качественных фильмов для релиза в трехмерном формате.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ КОНТЕНТ

Рынок альтернативного контента продолжает развиваться, в 2011 году в кинотеатрах было показано еще больше альтернативных программ, благодаря появлению новых поставщиков контента, рассчитывающих на использование потенциальных источников прибыли от кинотеатра. Мировой рынок для таких программ в кинотеатрах в 2011 году оценен в объеме $286,7 млн – это менее 1% мировых кассовых сборов, и по прогнозам к 2015 году эта доля повыситься до 3%.

Последний сезон «Метрополтэн Опера» собрал в мире $60 млн, что подчеркивает то, на сколько бренд мотивирует бизнес. Самая важная тенденция – всё больше стран начинают показывать альтернативный контент, его провайдеры появляются в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в Азии, новые провайдеры – в Северной Америке и Европе. Рынок находится на начальной стадии своего развития, но для его роста имеется потенциал, так как число цифровых кинозалов в мире уже превысило 50% от всей базы кинозалов и продолжает расти. Растет число провайдеров контента, и вероятно будет происходить их консолидация. Однако, понимание того, что работает, а что – нет, также растет, и методики маркетинга этого контента с низкими затратами упрощаются с распространением социальных медиа.

Альтернативный контент прогрессирует больше как дополнительная прибыль для других медиа/арт форм, чем как продукт, направленный исключительно на кинотеатры. Это нетипичная ситуация для кинобизнеса, которая иногда может быть удручающей, так как в переговорах по правам кинотеатр часто ставится на последнее место, что является препятствием для выхода на рынок.

Источник: IHS Screen Digest

Перевод: Светлана Мудрова, Невафильм

Невафильм DIGITAL
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012