Цифровой кинопоказ в Европе – итоги 2011 года
Цифровой кинопоказ в Европе – итоги 2011 года

19.01.2012

Согласно новому совместному отчету European Audiovisual Observatory и MEDIA Salles по результатам изучения 35 стран, к концу 2011 года число цифровых кинозалов в Европе составило около 18 500. Это означает, что сегодня более 52% европейских кинотеатров имеют возможность показывать кино в цифровом формате (три года назад таковых было всего 4%).

Если на начальном этапе в 2009-2010 годах широкомасштабный переход на цифровой формат происходил главным образом за счет открытия 3D-кинозалов, то в 2011 году рост впервые произошел благодаря увеличению числа 2D-залов. Это свидетельствует о том, что начался новый этап развития цифрового кинопоказа, когда крупные киносети полностью переходят на цифровой формат. Это происходит благодаря использованию VPF-моделей и государственных инициатив, начиная от законопроектов (Франция), общенациональных финансируемых государством моделей цифровизации (Норвегия и Нидерланды), до схем прямого государственного финансирования, 60 из которых внедряются на национальном, субнациональном и панъевропейском уровнях, включая новую схему MEDIA 2007.

Результат сравнения списков традиционных и цифровых кинотеатров 2010 года ясно показывает, что небольшие кинотеатры и операторы кинотеатров испытывают большие сложности с переходом на цифровой формат. К концу 2010 года лишь 11% однозальных кинотеатров установили цифровое оборудование, по сравнению с 89% многозальных кинотеатров. Однако эти небольшие кинотеатры являются составляющей частью европейского кинотеатрального ландшафта - на одни только однозальные кинотеатры приходится почти 60% всех европейских кинотеатров. Хотя они не слильно влияют на совокупный кассовый сбор, эти небольшие кинотеатры играют важную социально-культурную роль во многих сообществах. Тот факт, что эти кинозалы еще не перешли на цифровой формат, доказывает, что коммерческие модели финансирования не могут охватить все кинотеатры Европы, что означает нехватку средств для финансирования 15-20% европейских кинотеатров.

В то же время, учитывая высокие темпы проникновения на разных европейских рынках, быстро приближается отказ от 35-мм дистрибьюции. Дистрибьюторы в Бельгии, Люксембурге и Норвегии, которая была первой в мире страной, полностью перешедшей на цифровой формат кинопоказа в середине 2011 года, ждали этого момента в 2011-12 годах. К середине 2011 года 11 стран перевели на цифровой формат не менее 50% своих кинозалов (в их числе два крупнейших рынка – Франция и Великобритания).

Когда крупнейшие дистрибьюторы перейдут на цифровую дистрибьюцию на этих ведущих рынках, спрос на пленочные копии значительно сократится, что создаст давление на пленочную индустрию на панъевропейском уровне. Это может привести к финансовому напряжению между дистрибьюторов и кинопоказчиков, продолжающих работать с пленкой. Многие из них вероятней всего являются небольшими компаниями, столкнувшимися с неблагоприятными условиями конкуренции: цифровое кино повышает экономичность как в кинопоказе так и кинопрокате, поэтому от перехода на цифровой формат крупные игроки выигрывают больше по сравнению с мелкими, как в плане экономии средств так и повышения потенциальной прибыли. Экономическая реальность в конечном итоге приведет к фундаментальному изменению на фрагментированном рынке кинопоказа Европы и поставит вопрос перед независимым европейским сектором, которому присуще большое количество мелких кинопоказчиков и дистрибьюторов.

Невафильм DIGITAL
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012