Экономические аспекты цифрового кино
“Голливуд может ждать – почему Европа “ E ” в E - Cinema

Patrick von Sychowski
Главный Аналитик t , Screen Digest

 D - Cinema и E - Cinema – это две разные, но связанные друг с другом вещи.

Начнем с D - Cinema . Если давать краткую характеристику D - Cinema , то можно сказать, что D - Cinema – это процесс замены 35мм-ых проекторов, которые используются сегодня в кинотеатрах для демонстрации фильмов, на цифровые проекторы для демонстрации тех же фильмов в мультиплексах. Это переход от одного способа демонстрации к другому.

D - cinema = DLP Cinema

Технология Texas Instruments

Barco, Christie, NEC (DPI)

Full RGB color, 24 fps

> 1500:1`contrast ratio

> 10,000 lumens (13-16 ftl)

> $100'000 each

JVC – D-ILA

Sony – GLV

D - Cinema сегодня эквивалентно DLP Cinema . DLP Cinema – это технология Texas Instruments , которая основана на отражении света от панелей, на которых расположены микрозеркала. Проекторы производятся тремя компаниями Barco , Christie , NEC ( DPI ). Они обеспечивают скорость в 24 к/сек и проекцию фильма с цветопередачей RGB color (красный, зеленый, голубой), контраст изображения – >1500:1, яркость изображения - >10000 lumens (13-16 ftl ). Единственный недостаток этих проекторов в том, что они очень дорогие. Один подобный проектор стоит более 100000 долларов или евро, т.е. в 3-4 раза дороже 35мм проекторов.

Сегодня я хотел бы отметить две технологии D - Cinema . Первая – это D - ILA от JVC . Вторая – технология будущего от Sony – GLV , в которой в качестве источника света используются лазеры.

----------

Digital Cinema сегодня

•  Digital Cinema deploying – TI technology

•  132 D-screens / 120 sites WW (11/02)

•  60 films released in DLP Cinema network

•  Technicolor, Boeing & Kodak involved

•  Search for standards (SMPTE, ITU, EDCF)

Summer 2002 – “Star Wars 2” and DCI

В настоящее время в мире насчитывается более 130 цифровых экранов. Это означает, что ими оснащен только 1% всех кинотеатров. На этих экранах было показано более 50 цифровых фильмов, с момента выхода цифровой версии « Star Wars » в июне 1999г. D - Cinema имеет поддержку в лице крупнейших компаний. Наиболее значимые из них: Kodak , Boeing , и Technicolor DC . Также нужно отметить, что в D - Cinema не существует единого универсального стандарта.

---------

Digital Cinema growth – 2002 +82

----------

Star Wars. Episode II

55 new screens, 45 one month before release

Played on 105 screens

Released in 18 countries

4 server solutions deployed

Delivered via DVD-R, HD, Satellite

New m15 DLP Cinema™ projectors (Barco, Christie)

1 st use of CineLink™ (Projector to server security)

Большой рывок в мире D - Cinema был сделан летом 2002г., когда на экраны вышел фильм “ Star Wars – Episode 2”. Это привело к массовому увеличению количества цифровых экранов, стали использоваться новые технологии. Причем переход на новые технологии осуществлялся буквально в последние минуты. Д. Лукас заявил: «Я сделал этот фильм цифровым, и я хочу, чтобы его показывали на цифровых экранах». Многие так и сделали. Цифровые экраны стали очень популярны.

---------

Так где же сосредоточено наибольшее количество цифровых экранов? Неудивительно, что в Америке. На втором месте – Азия, на третьем – Европа.

 
Кто использует Digital Cinema 11/2002

Взглянем на тех, кто занимается оснащением кинотеатров цифровыми проекторами. Это могут быть как сами владельцы кинотеатров, так и крупные компании. В частности, в направлении D - Cinema строят свою деятельность такие компании, как Technicolor DC , Boeing , TeleImage (Бразилия), T - JOY (Япония), и даже китайское правительство проявляет интерес к этой сфере.

Релизы цифровых фильмов по годам

год

Январь-июнь

Июль-декабрь

Всего

1999

1

3

4

2000

4

8

12

2001

8

10

18

2002

16

5

21

----------------------------------

Релизы цифровых фильмов по регионам

США – 45, Япония – 7, Бразилия – 4, Китай – 3, Европа – 2, Канада – 1

Как можно увидеть, количество релизов цифровых фильмов растет очень медленно. Во второй половине 2002г. Выйдет несколько заметных фильмов, среди которых «новые» «Джеймс Бонд» и «Гарри Поттер», которые будут доступны в цифровом формате. Очень небольшое количество фильмов выпускают голливудские студии. В Европе вышли два фильма: Crisps & Peppers (Франция, вышел 2 года назад) и Pinocchio (Италия, вышел в прошлом месяце). Данные приближены к данным трехлетней давности и практически не изменились.

Существует сторона цифрового кино, в которой происходят перемены. Они касаются принципов, на которых строится цифровое кино.

Главная дилемма цифрового кино

Демонстраторы должны делать самые большие вложения.

Дистрибьюторы хотят сэкономить как можно больше.

Новая бизнес-модель будет рациональным решением противоречия.

Дисней: « Тем, кто хочет получить выгоду, следует платить. И они будут платить» (Фил Барлоу. Disney )

Вы должны затратить деньги, которые нужно где-то взять. Один из источников – это экономия на производстве копий фильма. Люди, которые экономят – студии и дистрибьюторы, и люди, которые должны платить – демонстраторы, должны прийти к некому согласию между собой, которого в настоящий момент нет. Исходя из утверждения « Disney », студии также должны будут вносить свою долю в общие издержки. Тем не менее, я считаю, что проблема состоит не в распределении расходов, а это, скорее, вопрос контроля. Так, если Disney платит за проектор, это не ваш проектор, а проектор Disney . И Disney в праве проявлять интерес к тому, какие фильмы вы показываете и как вы их показываете. Демонстраторы хотят, чтобы кто-то другой платил, а они продолжали держать весь контроль. И эта проблема гораздо сложнее, чем может показаться.

Если взгляните на цифры, предоставленные МРА, вы увидите расходы, которые несет студия. Самые большие расходы – negative cost – это плата «звездам», плата за использование каких-то помещений и пр. Эти расходы весьма превышают остальные.

На втором месте расходы на проведение маркетинговых мероприятий.

И самые низкие расходы, гораздо ниже прочих, это расходы на производство 35мм копий фильма.

US Film Negative Cost and Print & Advertising Costs

Если целью студии было попытаться сэкономить деньги, они могли найти способ лучший, чем экономия на изготовлении готовых копий. Если вы посмотрите на данные 2000 и 2001гг., то увидите, что только за один 2001г. Negative cost упали на 5-6 млн. ( экономия на оплате труда, на участии в фильмах «звезд» и т. д.) На этом были сделаны наибольшие сбережения.

---------

Чтобы получить ключ к разгадке, взгляните сюда. Это информация по блокбастерам за лето 2001 и 2002гг, согласно американской статистике. 1-ая колонка – это сборы фильмов №1 в Северной Америке за первый уикенд показа. 2-ая колонка – это сборы тех же фильмов за второй уикенд. А 3-я колонка – это процентная разница между сборами за первую и вторую недели.

АНАЛИЗ ПАДЕНИЯ BOX - OFFICE БЛОКБАСТЕРОВ 2001/2002 года (35 мм)

Фильм Blockbuster 2002

Week#1

Week#2

Падение %%

Scorpion King

36

18

50

Spider-Man

115

71

38

Star Wars – 2

80

60

25

Sum of All Fears

31

19

38

Scooby – Doo

54

25

55

Minority Report

36

22

39

Mr . Deeds

37

17

50

MIB – 2

52,1

24

53

Road to Perditions

22,1

15

30

Austin Powers – 2

73,1

31

57

Signs

60,1

29

51

XXX

44,5

22

50

Удивительно то, что всего несколько лет назад эта процентная разница составляла 20-30%. Теперь же фильм может потерять 50% и продолжает считаться хитом.

Можно посмотреть данные о том, сколько недель фильм оставался на первом месте в рейтинге. Вы увидите, что ни один фильм не оставался на первой строчке более двух недель, и только некоторые оставались там в течение одной недели. Данная тенденция прослеживается с лета 2001г., когда ни один фильм не мог продержаться и недели на «вершине». Почти каждый фильм теряет 50% и более своих сборов между первой и второй неделями показа. Так почему же Голливуд это не беспокоит?

Одна из причин этого то, что студии получают большую часть прибыли в первую недель. Это наиболее благоприятны период для студий в плане получении прибыли. Так, фильм в первую неделю может принести студии 60% (70% - раскрученный блокбастер) от сборов, и только 30-40% достается демонстраторам. Во вторую неделю – соотношение 50/50 или 40/40.

Это означает, что студии имеют больше прибыли в первый уикенд показа - от 100млн.- и потом где-то 150млн. в третий уикенд показа. Это хороший способ накопления.

Затем выпускают DVD . И в данной ситуации выпускать копии фильма становиться очень неэффективно. Отпадает необходимость показа фильма на10000 экранов, так как он не принесет большей прибыли.

----------

Что же студии могут получить от показа фильма в кинотеатрах? Здесь можно увидеть, какую долю прибыли приносит релиз фильма через различные источники масс-медиа.

11% - сборы от показа в кинотеатрах в Северной Америке

15% - сборы от показа в кинотеатрах по всему миру

30% - прибыль от проката и продажи DVD и видео

16% - продажи DVD и видео за рубежом

14% - TV в отелях, самолетах

11% - Premium TV

3% - бесплатное

Показы в кинотеатрах позволяют возвращать только ? вложенных средств. На домашнее видео, бесплатное телевидение, телевидение- Premium , кабельное телевидение, телевидение в отелях и самолетах приходится около половины прибыли.

Сегодня 3/4 согласны платить, чтобы смотреть кино дома, и лишь ? для этого посещает кинотеатры.

Очень интересно тайное сотрудничество между демонстраторами и студиями. Так, владельцы кинотеатров не имеют прибыли от показа фильма вне стен кинотеатра. Они могут начать показывать фильм и получать недостаточно прибыли. Большую часть прибыли приносят concessions и реклама в кино. Студии же могут выпускать фильмы с box office в 100млн., но они также ничего не имеют с выпуска специального издания на четырех дисках или DVD .

-------------

А вот статистика МРА.

Можно увидеть, каким образом фильм «зарабатывает» за рубежом. Доля домашнего видео составляет чуть менее половины. Отсюда видно, что приносит реальные деньги. Выпуск копий – менее эффективный способ продвижения фильма. Гораздо выгоднее - цифровой вариант, т. е. производство цифровых копий, которые легко можно перенести в формат DVD .

Вот практический пример.

MONSTERS INC

Ноябрь 2001 $ 63,5 млн. В.О. Weekend

C ентябрь 2002 $85 млн. 1-ый день

Продано 5 млн. копий 60-65% - DVD

Фильм «Корпорация монстров» собрал $63.5 млн. В.О. за первый уикенд показа, но в то же время прибыль от продажи фильма на DVD и видео в первый день составила $85 млн. Другой пример – « Spider - Man ». В первый уикенд показа в Америке он собрал $50 млн. и $195 млн. за первые несколько дней продажи на видео и DVD . Вот, что приносит реальные деньги.

------------

Поговорим о значимости DVD . Это самая быстро растущая группа потребительских электронных товаров всех времен. Она обогнала все другие группы товаров CDs , видео, мобильные телнфоны. В настоящий момент ничто не продается более успешно, чем DVD . И люди будут продолжать тратить на них все больше и больше. К 2003г. их продажи возрастут на 40%. Нужно помнить также о том, что люди приобретают рекордеры для просмотра DVD дома. Так что кино, которое показывается в кинотеатрах, может стать еще менее значимым в будущем. И, следовательно, появляется больше причин для его выпуска в цифровом формате.

------------

Можно взглянуть на это по-другому. Вот данные за февраль-март 2001г. Это три фильма, каждый - №1 в соответствующей категории. Hanibal собрал в Америке около$20 млн.В.О, Lady & Tramp - $50 млн. Но больше всего собрала РС-игра Good & Evil - $100 млн. за первую неделю продаж. Такого мало кто ожидал. И это только версии для РС, не для play stations и пр.

Сегодня многие тратят деньги на игры.

-------------

Вот некоторые подробные данные по UK . Они показывают те программные средства, на которые люди предпочитают тратить деньги. Видно, что очень многие покупают игры. Причина этого - внедрение DVD . Игры становятся очень важны с финансовой точки зрения. И по-прежнему, много тратиться на музыку.

-------------

Голливуд и новые технологии

1950-е - телевидение

1970-е - кабельное и premium - TV

1980-е - домашнее видео

1990-е - Internet

2000-е - цифровое кино

Однако Голливуд не торопится принимать цифровое кино. Впрочем, он никогда не спешил принимать новые технологии. Так было и телевидением. Голливуд был против него. И, в конечном счете, появились собственные телестанции Голливуда, такие как ABC Network of America , телестанция Disney , транслирующая Disney Channel . 20-30 лет назад появилось кабельное телевидение и телевидение- Premium . Сейчас компании Warner Brothers принадлежит HBO .

Когда появилось домашнее видео, глава МРА сказал, что, домашнее видео способно «задушить» американских продюсеров.

Но, когда студии «возьмут в оборот» домашнее видео, они найдут способ сделать на этом деньги.

Так, например, студии весьма заинтересованы в релизах фильмов через Internet . Для этого существуют специальные системы Video - on - demand и пр. Это хороший способ заработать.

Думаю, Голливуд примет цифровое кино, как только появится способ извлекать из него выгоду.

------------

Мы говорили о том, какой рывок сделал фильм « Звездные воины: Эпизод II ». Но существует одно «но».

В « Wall Street Journal », а позже и в « The Hollywood Reporter » появилась единственная статья, в которой речь шла о коалиции семи студий-мейджеров Голливуда. Они назвали себя DCI . Они решили объединиться, чтобы прийти к соглашению по поводу того, какой путь выбрать для цифрового кино, какие технологии использовать, какой качественный уровень наиболее приемлем для цифрового изображения и, в конце концов, как финансировать и осуществлять все это. DCI решают, как будет развиваться цифровое кино до конца 2003г. В принципе, больших перемен в цифровом кино до 2003/04гг. не предвидится, если только DCI не пойдут на некоторые уступки.

-----------

Тем не менее, в настоящее время в мире цифрового кино происходит много интересных событий.

Существует такое явление, как E - Cinema . Еще одно название с заглавной буквой, которое я употребляю для характеристики ряда вещей. Рассмотрим некоторые моменты, чтобы выяснить, чем голливудская киноиндустрия отличается от европейской.

More than just digital films

Cinema Advertising – key driver

Alternative Content – still unknown

Alternative Use - already being explored

Alternative Venues – starting to grow

В Европе процесс развития цифровой киноиндустрии может происходить быстрее и по-другому. Можно выделить 4 основные области, в каждой из которых Европа может иметь выгодные преимущества:

- Реклама в кино . Ее практически не существует в Америке. Иногда, если в американских кинотеатрах пытаются показывать перед фильмом 35мм-ые рекламные ролики, публика воспринимает это не очень приветливо. В Америке реклама есть везде, но только не в кино. В Европе же вполне приемлемо показывать перед фильмом 5-10-минутные рекламные ролики. Поэтому в Европе этот рынок в 10 раз успешнее, чем в Северной Америке.

- Альтернативный контент . Это может быть все, что угодно: спортивные матчи, постановки Бродвея, опера, балет, т.е. то, что может привлечь людей в цифровые кинотеатры. Большой популярностью в Европе пользуется трансляция футбольных матчей. При этом не обязательно тратить деньги на билеты. Это хорошая возможность для кинотеатров Европы.

- Альтернативное использование кинотеатров . Использование так называемого downtime . Так, если люди, в основном, предпочитают ходить в кино по вечерам или в уикенды, демонстраторы могут использовать дневное время в других целях, например, для проведения бизнес-конференций или в уобразовательных целях.

- Альтернативность областей применения цифрового кино . В настоящее время происходит развитие этой составляющей. Это кино в школах, университетах, больницах и других общественных местах.

Вот такими возможностями может воспользоваться Европа в развитии своей цифровой киноиндустрии.

-------------

Однако, не следует думать, что E - Cinema – явление, существующее только в Европе, так как в Америке тоже проявляют инициативы. Вот некоторые из них:

- Кинотеатры Network Event . Они существуют в 50 университетах, колледжах и кампусах страны. Там проводятся предварительные показы фильмов до их выхода на большие экраны. Имеется альтернативный контент. Фильмы демонстрируются там в качестве промоушена/рекламы. За просмотр денег не берут. Наверное, странно делать что-то бесплатно для студентов, но, возможно, они заинтересуют своих друзей, которые посетят демонстрацию этих фильмов в крупных кинотеатрах.

- Emerging Cinemas . Входят в альянс с League of Historic American Theatres. Занимаются установкой цифровых кинопроекторов в культурных институтах, в частности, в Old Movie Palaces .

- CineMuse . Демонстрация HD -контента в музеях и других центрах искусства.

- Regal Cinemas . Это крупнейший демонстратор сегодня. Он объединяет 83 кинотеатра Америки (бывшие банкроты), в единое, приносящее прибыль образование. Кинотеатры вынуждены заниматься рекламой, нравится им это или нет. Их главная задача – извлечение прибыли. Чем они и занимаются. Кроме фильмов они показывают спортивные матчи, рок-концерты, т.е. делают все, что принесло бы кинотеатрам прибыль (и чтобы снова не стать банкротами).

------------

Что касается Европы, то задача ее цифровой киноиндустрии – разрабатывать свои национальные, индивидуальные идеи в области развития кино.

Вот еще некоторые моменты, показывающие то, как развивается цифровое кино в Европе.

В Европе действует European D - Cinema Forum ( EDCF ), на котором происходят разнообразные встречи. Он не занимается непосредственно принятием стандартов, а является диалоговым партнером для организаций со всего мира, и, в частности, из США, которые разрабатывают технологии и стандарты.

За организацией EDCF стоят три национальные инициативы: Swedish Film Institute ( SFI - Швеция), CNC / CST (Франция), DTI / DCMS ( UK ).

EDCF принимал участие в разработке стандартов цифрового кино вместе с SMPTE , ITU , MPEG и др. Стандартизация является приоритетной задачей. В National Film Theatre ( NFT – UK ), принадлежащее British Film Institute , проводятся испытания цифровых технологий.

Основная цель Форума – вовлечь людей в дискуссии по поводу цифрового кино: с одной стороны – владельцы кинотеатров, с другой – режиссеры и прочие люди от синематографа.

-------------

Таким образом, не смотря на то, что на словах все выглядит очень просто, процесс развития цифрового кино происходит, в основном, под влиянием Голливуда. Тем не менее, Е-С inema идет немного другим путем, учитывая прежде всего свои европейские интересы. Но, вопрос в том, как долго это продлится. Потому что, когда-нибудь Голливуд воспользуется Е-С inema – примет его также, как другие технологии до этого.

 
     
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012