«Первый Мститель» стал первым фильмом в России, доставленным в кинотеатры через интернет
«Первый Мститель» стал первым фильмом в России, доставленным в кинотеатры через интернет

01.08.2011

26 июля кинокомпания «Централ Партнершип» впервые передала копию фильма через интернет в кинотеатры. Первым фильмом, доставленным в два московских кинотеатра сети «Люксор» без использования физических носителей, стал фантастический экшн студии Marvel Entertainment «Первый мститель».

Файлы весом 160 Гб были переданы через стандартные телекоммуникационные сети. Эту возможность обеспечила Лаборатория DCP24, которая установила в кинотеатрах оборудование, позволяющее получать как сами фильмы, так и трейлеры к ним, и ключи к фильмам прямо в киноаппаратную.

Электронная доставка — это будущее кинорынка, уверен гендиректор «Невафильм Research» Олег Березин. «Главная революция заключается в самом переходе на цифровой показ, но и новый способ доставки является важным шагом»,— считает он. По оценке господина Березина, сейчас дистрибьюторы тратят примерно 30 тыс. руб. на изготовление одной копии фильма на пленке и 3-4 тыс. руб. на доставку каждой из них до кинозала. Изготовление одной копии на жестком диске обходится дешевле — примерно в 2 тыс. руб., а ее доставка в среднем в 2,5 тыс. руб. На логистике сэкономят и кинотеатры, и дистрибьюторы, согласен гендиректор «Кронверк Синема» Андрей Терешок. По словам гендиректора DCP24 Анатолия Кузьменко, услуги DCP24 по доставке фильмов оплачивают лишь дистрибьюторы.

На рынках США и Европы цифровой доставкой (по оптоволоконным сетям и через спутник) охвачены около 70% киносетей, но в России до сих пор передача фильмокопий в кинотеатры осуществлялась лишь на физических носителях — на пленке или жестких дисках, поясняет господин Кузьменко. В России уже пытались заменить традиционную систему дистрибьюции кино более современной. Так, в 2003 году министр связи Леонид Рейман вместе с режиссерами Никитой Михалковым, Кареном Шахназаровым и Александром Прошкиным представил проект «Народный экран», суть которого заключалась в создании системы трансляции кинокартин со спутников ФГУП «Космическая связь» на всю территорию России, чтобы сэкономить на доставке физических копий. Как предполагалось, оборудование одного зала должно было обойтись кинотеатрам примерно в $50 тыс., не считая абонентской платы за прием сигнала. Проект не был реализован из-за отсутствия спроса.

В 2007 году похожий способ доставки кино предлагал провайдер спутниковой связи HeliosNet по договору с главным информационно-вычислительным центром Минкультуры, однако сервисом были охвачены лишь несколько кинотеатров в Ханты-Мансийском автономном округе и Южном федеральном округе.

Проекты были нерентабельны из-за небольшого количества цифровых кинотеатров в России, признают участники рынка. Так, на момент запуска проекта HeliosNet в стране было лишь около 20 кинотеатров, оснащенных цифровыми проекторами. На конец июня 2011 года их было уже 1181 в 611 кинотеатрах (всего в стране около 2,5 тыс. залов примерно в 900 кинотеатрах). При этом по данным «Невафильм Research», в цифровом формате в России демонстрируются 92% блокбастеров и 100% фильмов в формате 3D.

До конца года DCP24 рассчитывает охватить около 300 кинотеатров, то есть примерно половину всех оснащенных цифровыми проекторами. Для этого компания планирует в ближайшее время подписать соглашение с одним из операторов связи.

По материалам статьи Павла Белавина «"Первого мстителя" переслали по интернету.Российские кинотеатры переходят на цифровую доставку», опубликованной в газете «Коммерсант», №138 (4679) от 29.07.2011

Невафильм DIGITAL
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012