Российский рынок цифрового кинопоказа в первой половине 2009 года
Российский рынок цифрового кинопоказа в первой половине 2009 года

07.07.2009

Число цифровых кинозалов в России превысило 160 кинозалов.

По данным НЕВАФИЛЬМ RSEARCH, на 1 июля 2009 года в 54 городах страны насчитывалось 126 цифровых кинотеатров с 161 цифровым кинозалом формата DLP Cinema – высокий рост, учитывая, что первые системы для цифрового кинопоказа начали появляться в России всего два года назад. И практически все цифровые кинозалы оснащены системами для показа цифровых фильмов в 3D. На рынке кинопроекционного оборудования наступил переломный момент: число цифровых залов растет всё более стремительно.

Так, для открытия первых пятидесяти цифровых залов российским кинопоказчикам понадобилось почти 2 года (21 месяц), тогда как для второй полусотни – всего 8 месяцев, а для третьей – три месяца. При этом показ 3D-фильмов является главным мотиватором для отечественных кинопоказчиков, спешащих устанавливать «цифру», т. е. к осени темпы роста рынка, по нашим прогнозам, должны замедлиться.

1/4 российских цифровых кинозалов находится в Москве – 42 зала в 26 кинотеатрах. На втором месте Санкт-Петербург – 13 залов в 10 кинотеатрах. 7 цифровых кинозалов в Уфе. В Красноярске и Новосибирске по 5 цифровых залов. В Краснодаре, Тюмени, Владивостоке и Воронеже – по 4. Сегодня цифровое кинооборудование установлено в каждом десятом кинотеатре России.

Сеть кинотеатров «Синема Парк» удерживает позицию лидера на российском рынке цирфового кинопоказа – 29 кинозалов сети оснащены цифровым оборудованием. «Rising Star Media» на втором месте – 12 цифровых залов. За ней следуют «Люксор» и «Каро Фильм» - по 8 цифровых залов у каждой сети. У «Киномакса» и «Формулы Кино» по 6 цифровых залов. 42 цифровых зала принадлежат независимым кинотеатрам.

Что касается компаний, предоставляющих услуги по установке и интеграции цифрового кинооборудования, в середине 2009 года лидерами были «Невафильм» – 33% от числа всех оснащенных цифровым оборудованием кинозалов, «Кинопроект» - 18%, «Cinemeccanica» – 18% и «АСК» - 11%.

Самой популярной маркой цифровых кинопроекторов в России является Christie. Компания доминирует на рынке - её доля составляет 55% (хотя за три месяца она упала на 3%). Cinemeccanica удерживает 21% рынка (также падение на 5% за три месяца), NEC – 12% (+2%), Barco – 10% (+4%) и Kinoton – 2%.

Dolby имеет приоритет на российском рынке серверов и систем цифрового 3D кинопоказа для цифровых кинотеатров - 65% и 64% соответственно. В цифровых кинотеатрах также установлены серверы Doremi Cinema - 33% рынка (-3% за три месяца), а также Kodak и Qube – по 1%.

Что касается систем Digital 3D, за лидером Dolby, чья рыночная доля здесь возросла на 2% с апреля 2009 года, следует компания Xpand, контролирующая 26% рынка (-5% за три месяца). На российский рынок вышла американская компания RealD – её системы трехмерного цифрвого кинопоказа установлены в 7% российских цифровых залов (рост на 4% за три месяца). В цифровых кинотеатрах России также имеются несколько digital 3D систем MasterImage, Dual Projection и IMAX. И всего два цифровых зала страны не оснащены 3D технологией (один кинозал в Москве и один в Магадане).

Число цифровых релизов в России растет. В первой половине 2009 года в цифровых российских кинотеатрах было показано 52 фильма, включая «Ледниковый период 3: Эра динозавров 3D», выпущенный 1 июля (против 63 цифровых релизов за весь 2008 год). Среди них 7 фильмов российского производства. 7 фильмов были показаны в формате Digital 3D. До конца 2009 года в цифровых кинотеатрах в 3D формате будут показаны такие фильмы, как «Чудища морей 3D: Доисторические приключения», «Большое путешествие вглубь океанов 3D», «Юный Геркулес 3D», «Миссия Дарвина 3D», «Пункт назначения-4 3D», «Ролли и Эльф: Невероятные приключения в 3D», «История игрушек 3D», «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек 3D», «Рождественская история 3D», «Спуск 2 3D», «Аватар».

Важно отметить, что выпуск фильмов в формате Digital 3D - главный мотиватор открытия цифровых кинозалов в России.

Первая половина 2009 года ознаменована первыми экспериментами с дистрибуцией и демонстрацией альтернативного контента в цифровых кинотеатрах России. Компания «Невафильм» открыла дистрибьюторское подразделение НЕВАФИЛЬМ EMOTION, специализирующееся на кинотеатральной дистрибуции альтернативного контента, специальных программ и прямых трансляциях в кинотеатрах. Она успешно организовала презентацию документального фильма «Iron Maiden: Flight 666», который посмотрели жители 35 городов (в 42 цифровых залах) одновременно с поклонниками группы по всему миру 21 апреля 2009 года. Затем 26 мая НЕВАФИЛЬМ EMOTION совместно с More2Screen представила вниманию публики «Трибьют-концерт Лучано Паваротти: Изумительный вечер в Петра» (30 цифровых кинозалов/23 города). Ближайший проект стартует 15 августа 2009 года – специальные цифровые показы документального фильма «Последний герой. 20 лет спустя», посвященного культовому российскому музыканту Виктору Цою. Кроме того НЕВАФИЛЬМ EMOTION готовит к демонстрации в российских цифровых кинотеатрах серию показов оперы и балета. В 2009-2010 годах зрители смогут увидеть на большом экране спектакли из Мариинского театра (Санкт-Петербург) а также 8 опер из знаменитого театра LaScala.



Светлана Мудрова, аналитик
©2009 НЕВАФИЛЬМ RESEARCH

Невафильм DIGITAL
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012