Европа готова к широкомасштабному распространению цифрового кино
Европа готова к широкомасштабному распространению цифрового кино
11.12.2007

В новом исследовании Screen Digest «Цифровое Кино: Развитие в мире и Европе, бизнес модели и прогнозы до 2012 года», сообщается, что Европа достигла момента для широкомасштабного распространения цифрового кино. Как пишет Дэвид Хэнкок (David Hancock), главный автор исследования и руководитель кинематографического блока Screen Digest: «Непреодолимое препятствие кинопоказчиков – отсутствие доступа к основному контенту – теперь преодолено. 4 киностудии поддержали программу открытия цифровых кинотеатров, и появились строительные блоки для развития устойчивого рынка».

В прошлом году процесс установки цифрового кинооборудования в Европе зашел в тупик, за исключением поощряемого правительством роста в Великобритании и некоторых 3D установок. Сегодня существуют признаки того, что в Великобритании прогресс в области коммерциализации идет быстрее, чем в других европейских странах, и примером тому служат экспериментальные установки в кинотеатрах Odeon и Empire Cinemas, а также недавнее намерение Odeon открыть 500 цифровых 3D кинозалов. По прогнозам Screen Digest к 2012 году более 3/4 европейских кинозалов будут цифровыми.

Во Франции, которая была отстающей страной в области, сеть кинотеатров Circuit Georges Raymond (400 кинозалов) стала первой сетью, присоединившейся к проекту открытия цифровых кинотеатров Arts Alliance, основанному на модели VPF (Virtual Print Fee). В Германии правительство планирует всеобщий перевод кинотеатров на цифровой формат кинопоказа и изучает бизнес модели. Германия – европейский лидер по числу коммерческих цифровых кинозалов (132). Норвегия выбрала переход к цифровому кино в масштабах целой индустрии – в настоящее время страна на 2-ом этапе экспериментального использования цифрового кинооборудования, полностью все кинотеатры будут переоснащены к 2010 году.

В исследовании Хэнкок объясняет: «Ключевые строительные блоки для европейского рынка встают на свои места, и соглашение CGR свидетельствует о том, что найдена жизнеспособная бизнес модель. Однако будет наивно полагать, что переход на цифровой формат легко осуществить, и главная проблема, которая продолжает беспокоить европейцев, это вопрос платы за переход на всех уровнях рынка. Рынок США развивался по коммерческим линиям, и второй этап перехода вот-вот начнется, под предводительством AccessIT. Ситуация на европейском рынке осложнена дополнительными моментами, разнообразием кинематографических культур и правительств, каждое из которых хочет иметь гарантию, что ни один из игроков не останется в стороне. Это означает, что европейские кинопоказчики и дистрибьюторы будут работать по нескольким бизнес моделям, с элементом конкурентоспособности, предлагающим выбор жизнеспособных альтернатив».

Для дистрибьюторов финансовое преимущество понятно – экономия на фильмокопиях, которая составляет примерно $1,5 млрд. в год, и это объясняет, почему в финансовых моделях, разрабатываемых для финансирования перехода, делается акцент на экономии дистрибьюторов. Несмотря на то, что предложение стоимости для кинотеатров нуждается в более конкретном определении, формат digital 3D, система управления кинотеатров и альтернативный контент начинают играть хорошую мотивирующую роль для перехода. Более того, цифровое кино позволяет независимым кинопоказчикам адаптировать свои бизнес модели, чтобы предлагать более широкий репертуар более широкому кругу зрителей, и это в конечном итоге может использоваться кинотеатрами для самофинансирования цифрового оборудования.

На конец 2007 года число цифровых кинозалов в мире составляет 5500 (5,5% от общего числа современных кинозалов в мире), на конец прошлого года их было 2996, при этом 78% цифровых кинозалов приходится на США. По прогнозам Screen Digest к 2010 году 30% всех современных кинозалов в мире будут цифровыми.

Невафильм DIGITAL
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012