Европейская Комиссия обсуждает возможности и проблемы цифрового кинематографа
 Европейская Комиссия обсуждает возможности и проблемы цифрового кинематографа
27.10.2009
Европейская Комиссия обсуждает возможность взимания платежей с кинопрокатчиков, что должно способствовать переходу на цифровой формат кинопоказа, который увеличит долю Европейского Союза в мировом кинорынке, однако для небольших кинопоказчиков этот переход сопряжен с очень большими расходами.

Европейский Союз оказывает финансовую поддержку европейской киноиндустрии в рамках своей программы Media Mundus. На современном этапе реализации программы Media 2007 европейские производители фильмов получат 755 млн. евро за период с 2007 по 2013 год; была оказана поддержка таких отмеченных наградами фильмов, как «Миллионер из трущоб» (Великобритания), «Гоморра» (Италия) и «Жизнь в розовом цвете» (Франция).

Летом 2008 года Европейская Комиссия объявила, что изучает способы увеличения доли европейских фильмов на рынках стран за пределами ЕС, чтобы противостоять Голливуду, главным образом посредством инициативы 'Media International', одобренной членами европейского парламента в декабре 2008 года.

В сентябре Комиссия объявила о том, что европейская индустрия кинопоказа получит в этом году 5 млн. евро на улучшение сотрудничества европейских производителей фильмов с производителями из других стран.

В мартовском исследовании, опубликованном Европейской Аудиовизуальной Обсерваторией (EAO), говорится о том, что американские художественные фильмы продолжают доминировать на телеэкранах в Европе, но рыночная доля европейского кинопроизводства растет.

В документе, опубликованном 16 октября, говорится, что переход на цифровое кинооборудование для производства, дистрибуции и проекции фильмов потенциально может весьма существенно сократить расходы.

Однако возникает проблематичный «парадокс», поскольку большие расходы на цифровое оборудование должны понести кинотеатры, а экономить будут дистрибьюторы.

Рынок кинодистрибуции в Европе очень концентрирован, топ 10 компаний (среди которых Metropolitan Filmexport или Entertainment Film Distributors) контролируют более 80% рынка во многих странах Евросоюза.

В противоположность этому, рынок кинодемонстрации сильно фрагментирован. По данным Комиссии, лишь 10% европейских кинотеатров являются мультиплексами и 31% - однозальники.

Многочисленные однозальные кинотеатры с большей вероятностью будут показывать независимые работы, но они рискуют исчезнуть из-за необходимости высоких затрат на цифровое оборудование. Только многозальные кинотеатра смогут выжить после перехода на цифровой формат и неизбежной общей тенденции к концентрации.

Чтобы защитить культурное наследие небольших кинотеатров Комиссия готова санкционировать государственное финансирование, но она также обсуждает развитие другой бизнес-модели, предполагающей, что вместо кинопоказчиков. расходы на создание инфраструктуры несут дистрибьюторы.

Брюссель ориентируется на американскую модель Virtual Print Fee (VPF), предусматривающую, что часть денег, сэкономленных дистрибьютором на доставке цифрового контента, выплачивается посреднику, который инвестирует их в финансирование перехода на цифровое кинооборудование.

В настоящее время США – лидер в области цифрового кино. Доступны цифровые оригиналы 90% всех новых фильмов американского производства версии, тогда как во Франции (крупнейший производитель фильмов в ЕС) – лишь менее половины всех новых фильмов. В Европе только 2428 кинозалов оснащены цифровых кинооборудованием. В мире оборудовано примерно 12000 кинозалов из 110000. По оценкам к 2012 году на цифровой формат будут переведены почти 20% кинотеатров по всему миру.

Национальные правительства рассматривают возможность субсидирования перехода на цифровой формат кинопоказа. Италия уже объявила о схеме государственной поддержки, по которой сейчас проходят публичные дебаты. Другие страны (включая Францию, Германию и Норвегию) планируют или завершают разработку своих национальных механизмов, но большинство арт-хаус кинотеатров (в которых демонстрируются европейские независимые фильмы, например членов сети Europa Cinemas, поддерживаемой программой MEDIA) в настоящий момент не имеют финансовой поддержки - ни со стороны государственных, ни частных инвесторов - в переходе на цифровое оборудование.

«Вопрос в том, почему существующие инвесторы и европейские дистрибьюторы до сих пор не заключали таких соглашений», говорится в документе, с которого Комиссия начала публичные дебаты.

Процедура будет закрыта в декабре 2009 года. После этого Комиссия предложит вариант перехода на цифровой кинопоказ, начиная с 2010 года.

Представители Европейского Союза считают, что при сокращении расходов, европейский кинематограф мог бы развиваться лучше и мог бы распространяться на рынках стран за пределами ЕС.

Невафильм DIGITAL
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012