|
Звёздные Войны и Цифровое Кино: Тогда и Теперь
|
Звёздные Войны и Цифровое Кино: Тогда и Теперь
|
Майкл Карагосян
Советник по вопросам технологий
Национальной Американской Ассоциации
Владельцев Кинотеатров (NATO)
Фильм «Звездные Войны» стал первой рекламой цифрового кино с момента премьеры в 1999 году первой части фильма «Звёздные Войны: Эпизода I - Тайная Угроза». Для кинотеатральной премьеры Эпизода I в кинотеатрах США были установлены четыре цифровые кинопроекционные системы: две - в Лос-Анджелесе и две - в Нью-Йорке. С тех пор в киноиндустрии произошли значительные перемены. Компании экспериментировали с установкой цифрового оборудования для демонстрации художественных фильмов (многие терпели неудачу), ведущие киностудии объединились, чтобы согласовать форматы цифровой дистрибуции, а демонстраторы по всему миру продолжают решать вопрос приобретения самого дорогого современного кинооборудования в истории кино.
В ноябре 2004 года я беседовал с Риком Маккаллумом (Rick McCallum), продюсером I, II и III Эпизодов «Звёздных Войн». Рик сообщил мне, что демонстрация Эпизода III пройдет в США на киноэкранах, число которых на два меньше, по сравнению с киноэкранами, на которых шёл Эпизод II. Для Джорджа Лукаса, вероятно, самого известного режиссера, выступающего за внедрение цифровых технологий в киноиндустрии, это не самая радостная новость. Предстоящий релиз Эпизода III не будет чем-то необычным. Короткая история цифрового кино заслуживает рассмотрения.
Я уже упоминал о том, что для релиза Эпизода I по две системы цифровой проекции были установлены в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. В каждом городе использовались один проектор Hughes/JVC ILA-12K и один прототипный DLP Cinema проектор. За несколько лет до этого разработка проектора Hughes/JVC стала поворотным моментом для перехода на цифровое кино. Однако практика Эпизода I показала, что проектор DLP Cinema более надежен и превосходит по качеству проектор Hughes/JVC ILA-12K. Это был очень важный момент, поскольку стало ясно, что есть цифровой проектор, способный работать без перенастройки 14 часов в день, 7 дней в неделю. Затем, несмотря на то, что перед DLP-технологией открывались просторы ещё большего совершенства (например, достижение разрешения, превышающего 1280 x 1024), техническая проблема цифрового кино перешла от проектора к серверу.
Для демонстрации Эпизода I использовались серверы Pluto Technology, хранящие не сильно компрессированную цифровую копию фильма формата D5 на жестких дисках, и позволявшие воспроизводить фильм тогда, когда необходимо кинотеатру. Вслед за релизом Эпизода I, эксперименты с цифровым кино продолжились - комбинация проектора DLP Cinema и сервера 'QuBit' от компании QuVis. Сервер QuVis был создан на основе патентованного алгоритма волновой компрессии (Wavelet), который обеспечивает высококачественное изображение, которое использует гораздо меньше места на жестком диске по сравнению с оригинальными серверами Pluto. Несмотря на то, что передавать 30-50 ГБ информации цифрового фильма на каждый сервер было не очень удобно, оказалось гораздо проще управлять ими, чем доставлять 1ТБ информации и серверы Pluto. Последующие эксперименты в области компрессии показали, что не зависимо от выбранной технологии компрессии, количество компрессии, необходимой для создания правдоподобного зрительного образа было почти одинаковым. Это стало открытием, и поиск в области технологии компрессирования передвинулся от патентованных решений к недорогим открытым технологиям. Так MPEG2 стал жизнеспособной технологией компрессирования для цифрового кино.
В 2002 премьера Эпизода II прошла приблизительно в 50 цифровых кинозалах США. И для цифрового показа, конечно, использовались проекторы на основе технологии DLP Cinema. Однако серверы были разных моделей. Оригинальные серверы QuBit продолжали использоваться, но для релиза Эпизода II были установлены новые серверы на основе различных алгоритмов компрессирования: некоторые на основе технологии ABSolute компании Qualcomm, некоторые - на основе MPEG2. В целом необходимо было создать минимум четыре цифровых мастер-копии фильма в разных форматах, чтобы стало возможным цифровое воспроизведение фильма на имеющихся системах. За время, прошедшее с момента выпуска Эпизода II, киноиндустрия предпринимала попытки сократить число различных видов цифровой дистрибуции.
Эпизод III выйдет в мае по несколько улучшенному сценарию. Для цифровых демонстраций фильма, помимо множества старых проекторов с разрешением 1280 x 1024, которые всё ещё находятся в эксплуатации, будут использоваться новые проекторы DLP Cinema 2K. 2K проектор получил отклик со стороны энтузиастов киноиндустрии благодаря улучшенным характеристикам контрастности и достижения черного, по качеству сравнимыми с качеством кинопленки. Это важный шаг к высокому качеству. Серверы, которые будут использоваться, говорят о другом.
|
|
Серверы цифрового кино четко делят на две группы: группа 'DCI Compliant' и группа 'MXF Interop'. Группа MXF Interop (MXF - Material eXchange Format) в прошлом называлась MPEG Interop. Как следует из названия, группа MXF Interop работает над комбинированием взаимозаменяемой технологии MXF и компрессии MPEG2. Цель - создание общего взаимозаменяемого формата, который могут использовать серверы MPEG2. Однако, группа DCI Compliant (DCI - Digital Cinema Initiatives), не представляет собой организованную группу. Производители серверов, попадающие под эту категорию, работают над внедрением технологий волновой компрессии (Wavelet) в сочетании с технологией MXF. Технология волновой компрессии предпочитаема DCI, которые выбрали конфигурацию JPEG 2000 (на основе волновой технологии) как технологию компрессии для цифровой дистрибуции фильмов. Целью каждой группы является удовлетворение стандартов цифрового кино SMPTE (DC28) и, возможно, ISO (JPEG2000), когда такие стандарты достаточно утвердятся для их внедрения.
С точки зрения качества, между двумя группами существует различие. Испытания, проведенные Digital Cinema Initiatives, диктуют использование 12-битной компрессии для каждого цвета изображения художественного фильма. Компании, стремящиеся удовлетворять спецификациям DCI, разрабатывая технологии волновой компрессии, поддерживают 12-битный цвет. Однако, серверы MPEG2, по требованию стандарта MPEG2, ограничены 8-битным цветом. Несмотря на то, что некоторые люди убеждали меня, что разница незаметна, я не могу согласиться с этим. Посмотрев демонстрацию одного известного высококачественного материала с 8-битным и 10-битным цветом на 2K проекторе, я должен сказать, что при 10-битном цвете было заметно больше деталей. Численно 10-битный цвет имеет шкалу полутонов в 4 раза больше по сравнению с 8-битным. Испытания DCI устанавливают ограничение чувствительности зрения человека на отметку 11 бит на цвет, оправдывая их требование на 12-битный цвет. В конечном итоге, обе группы представят свои технологии на рассмотрение SMPTE/ISO, которые вынесут окончательное решение по технологии компрессии, обеспечивающей высокое качество только 2K, но и 4K изображения.
Во время моего визита в Industrial Light and Magic, Рик хотел показать мне, как происходит работа над Эпизодом III. Цифровые клипы, которые я увидел, были не просто превосходны, они были лучше, чем Эпизод II. Я - не единственный наблюдатель, который может заявить об этом. Возможно тому причиной использование 2K проектора, или битность цвета, превосходящая 8 бит, или усовершенствования в цифровом процессе производства, который ILM продолжают совершенствовать. Кадры, которые я видел, сегодня может увидеть не каждый. Но этот день приближается. И когда это произойдет, нужно помнить, что всё началось с попытки одного режиссера рассказать истории о молодом рыцаре Джедае.
Впервые статья опубликована в журнале INS Asia Magazine за апрель 2005года
|
|
© По материалам: http://kmpartners.org
При перепечатке ссылка на источник обязательна
© Перевод: Светлана Мудрова. Невафильм DIGITAL™. 2005
|
|