|
Совершая переход к E-Cinema
|
Совершая переход к E-Cinema
|
11.2004
|
Kobi Povolozky
International Marketing Manager
Optibase Video Technologies Business Unit
От первых звуковых фильмов до Technicolor и Dolby Surround Sound на всем пути до цифровой анимации технологические инновации в кино оказали сильное влияние на людей во всем мире.
Технологический прогресс - особенно переход к цифровому производству и воспроизведению - продолжает воздействовать на восприятие посетителей кинотеатров. Захватывающим этапом кино является E-cinema или электронное кино - высококачественная цифровая проекция или воспроизведение художественного контента: рекламы, художественных фильмов, спортивных соревнований и трейлеров.
E-Cinema - это воспроизведение и проекция контента, который либо изначально создается в цифровом виде, либо конвертируется с 16мм или 35мм фильмокопии в цифровой формат. Использование усовершенствованного HD оборудования и проекторов для воспроизведения цифрового контента обеспечивает более высокое качество по сравнению с использованием традиционных 35мм аналоговых фильмокопий.
Чтобы понять весь потенциал цифрового кино, имеет смысл рассмотреть цепочку, которую проходит традиционный художественный фильм:
• Производство. Как студии, так и независимые производители вовлечены в творческий процесс «создания фильмов». Сегмент так тесно связан с дистрибуцией, что во многих случаях эти два звена сложно отделить одно от другого. Один из таких примеров - Disney.
• Дистрибуция. Дистрибьюторы несут ответственность за маркетинг и физическую дистрибуцию фильмов в кинотеатры. Кроме того, они продают фильмы на различные второстепенные рынки - трансляторам и дистрибьюторам DVD проката. Исторически сложилось, что дистрибьюторы получают около 50% от кассовых сборов. Однако в последние годы дистрибьюторы добились получения большей доли во многом благодаря росту количества киноэкранов и, следовательно, более быстрой окупаемости фильмов. По нашим оценкам, сегодня дистрибьюторы получают в среднем 55% от кассовых сборов, а оставшаяся часть уходит демонстраторам.
• Демонстрация. Демонстраторы показывают фильмы публике, генерируя кассовые сборы (которые делятся с дистрибьюторами) и доходы от работы фуд-кортов - высоко прибыльный финансовый поток, который они ни с кем не делят.
|
Отличие E-Cinema от D-Cinema
|
Понятия E-cinema и D-cinema часто употребляются одно вместо другого для описания цифрового кинопроизводства и использования цифрового контента в других целях.
В нижеприведенной таблице приводятся различия цифровых способов кинопоказа:
|
|
Зачем переходить к E-Cinema?
|
E-Cinema предлагает много преимуществ для киностудий, демонстраторов и зрителей, включая качество презентаций, удобную дистрибуцию и удаленный мониторинг. Эти преимущества по сравнению с существующей технологией не только позволяют снизить расходы на производство и дистрибуцию, но также являются источником дополнительной прибыли и повышенным предложением услуг.
E-Cinema сигнализирует не только о технологическом сдвиге, но оно также имеет потенциал изменить ценовую цепочку киноиндустрии. Это обусловлено тем фактом, что кинодемонстрация находится в критическом положении, некоторые демонстраторы становятся банкротами. Несмотря на существование альтернативных видов развлечений, таких как HDTV, задача для технологии проста: сокращение расходов индустрии за счет исключения необходимости производства дорогостоящих фильмокопий и улучшение качества, благодаря более устойчивой проекции.
Главные преимущества E-Cinema:
• Переменные дистрибьюторские расходы. В условиях существования современной системы дистрибьюторам необходимо заказывать фильмокопии до того, как фильмы получат хорошую оценку спроса. Их расходы постоянны. При цифровой дистрибуции расходы переменны. После того, как копия художественного фильма становится доступной в цифровом формате, оператор кинотеатра может решить демонстрировать ее более чем в одном кинотеатре в одно и то же время, в зависимости от зрительского спроса. При спутниковой дистрибуции механизм дистрибуции - из одной точки в несколько. Количество кинотеатров может составлять 10-15.
• Удаленный мониторинг. Цифровой формат, который может храниться на видео серверах, обеспечивает возможность составлять расписание воспроизведения контента в удаленном месте через сеть и, более того, контент можно редактировать и контролировать его из удаленного центра.
• Качество презентации. Одним из главных привлекательных свойств E-Cinema является чистота и четкость изображения, что делает просмотр фильма уникальным и впечатляющим. Кроме того, в отличие от снижения качества, которое происходит при производстве копий 35мм фильма, качество копии в цифровом формате сохраняется при создании множества копий.
• Исключение фильмокопий. Общая оценка такова, что ежегодные расходы на производство фильмокопий в США составляют около USD $700 млн. Сюда входят расходы на пленку и её обработку. Предполагается, что с переходом на цифровой формат киностудии и дистрибьюторы хорошо сэкономят на производстве фильмокопий.
• Постоянство качества копии. Фильмокопия имеет преимущество - это универсальный стандарт. Однако недостаток технологии - деградация качества со временем. С цифровой проекцией это исключено. Более того, цифровые системы позволяют осуществлять более точное управление.
• Новые источники прибыли. Цифровая проекция позволяет кинотеатрам осуществлять прямые трансляции контента - концертов, спортивных соревнований, а также рекламы.
|
Пиратство
|
Несмотря на тот факт, что в киноиндустрии большая часть незаконного копирования фильмов осуществляется с использованием DV-камер, обеспечение безопасности в цепочке цифровой дистрибуции является залогом успеха цифрового кино. Вопрос наилучшей защиты контента должен быть на первом месте на каждом этапе производства цифрового кино. После завершения процесса мастеринга получается файл, который должен быть доставлен на физическом носителе или по сети. Этот файл должен быть защищен внешним и внутренним шифрованием внутри самого алгоритма компрессии.
|
Стандарты и форматы E-Cinema
|
Для обеспечения демонстрации цифровых фильмов во всех кинотеатрах в первую очередь должен существовать согласованный способ формата доставки.
Сегодня существует четыре разных файловых формата, которые господствуют на сцене цифровой проекции. Однако если цифровое кино должно быть принято повсеместно, нам необходимы единые стандарты для форматов файлов, технологии компрессии, шифрования, кодирования цветов и разрешения изображения.
• Алгоритм компрессии изображения Adaptive Block Size Discrete Cosine Transform (ABSDCT) Qualcomm - Компания Qualcomm, знаменитая своей CDMA сетевой телефонной технологией, - новичок в развлекательной индустрии. Разработав в начале 90-ых гг. компрессионную технологию ABSDCT для правительственного использования, сейчас она занимается её продажей на профессиональном рынке индустрии развлечений. Идея, стоящая за ABSDCT - достижение продуктивной компрессии для «занятых» участков кадра (т.е. участки с высоким контрастом или утонченной текстурой). В противоположность разнообразным версиям форматов MPEG и JPEG, которые относятся к технологии компрессии, делящей изображение на фиксированные блоки (обычно 8х8 пикселей), алгоритм компрессии изображения Qaulcomm ABSDCT делит кадр на блоки разного размера в зависимости от активности блока.
• Кодек Microsoft® Windows Media® 9 Series, WM9 - Компания Microsoft пытается прорваться на рынок цифрового кино, предлагая технологии компрессии, которые компрессируют файл с фильмом до 1/10 от размера файла, компрессированного с помощью кодека MPEG-2, в то же время они сохраняют качество изображения и звука. Дополнительная компрессия позволяет создателям систем цифрового кино использовать переносные компьютеры и системы хранения и позволяет производителям дистрибутировать фильмы с меньшими затратами. Решение WM9 предполагает, что чем меньше информации будет храниться, и чем меньше будет скорость передачи данных, тем ниже будет стоимость системы.
• Алгоритм волновой компрессии QuVis Quality Priority Encoding (QPE™) - преобразует целое изображение, конвертируя сэмпловую область изображения в информацию частотной области. Преимущество волновой компрессии заключается в том, что кодирование более эффективно, поскольку волновая трансформация позволяет выделить больше избыточности в изображении, а не только то, что видимо зонах в 8х8 пикселей.
• HD профильMPEG-2 - MPEG является частью наиболее широко распространенного набора стандартов и принят во всем мире в индустрии телевещания. Во-первых, MPEG-1 был технологией компрессии, обеспечивающей достаточное качество, чтобы конкурировать со стандартным NTSC. Однако появился MPEG-2, более продуманный и более универсальный стандарт, который сразу стал популярным во всем мире. MPEG-2 охватывает множество разных особенностей и скоростей передачи данных. Для цифрового кино высококачественные вариации этого стандарта гарантируют очень высокое качество с таким же разрешением, как и цифровые проекторы, используемые сегодня. Считается, что MPEG-2 остается открытым даже для более высокого разрешения. Эти факторы являются потенциальной гарантией долгосрочного использования. В цифровом кино формат MPEG называют High Profile @ High level или MPEG-2 HP @ HL.
Родное разрешение современных фалов с фильмами - 1920х1080. Поддерживаются разные скорости передачи изображения, включая 24 кадра в секунду, что является текущим стандартом для киноиндустрии.
Организации, занимающиеся рассмотрением и принятием стандартов, медлят с окончательным решением и принятием новых стандартов, однако когда они будут приняты, эти стандарты подготовят дорогу к обеспечению способности к взаимодействию между серверами и декодерами различных производителей.
Открытые стандарты, поддерживающие передачу, получение, декодирование и воспроизведение всего контента (включая прямые трансляции и некинотеатральные мероприятия) в одной системе, имеют самую высокую вероятность широкого распространения. Технология, использующая IPR (права интеллектуальной собственности) на небольшом рынке, может стать дорогой. В широком мультимедиа контексте MPEG-2 - это единственный реальный выбор сегодня и самый распространенный в киноиндустрии формат.
|
Системы воспроизведения E-Cinema
|
Система воспроизведения E-Cinema должна поддерживать разные виды хранящегося материала, а также передачу контента в реальном времени. Кинотеатры варьируются от небольших одноэкранных, до 20-зальных мультиплексов с или без централизованной системы автоматизации. Если сетью кинотеатров можно будет управлять через сеть, это может рационализировать программирование контента и техническую работу, и увеличить прибыль.
|
|
Модули декодирования для цифрового кино
|
Декодирующие модули - это ядро системы воспроизведения цифрового кино. Декодирующий модуль отвечает за воспроизведение файлов, закодированных с HD разрешением. Воспроизведение, управление которым осуществляется дистанционно или его программная структура формируется автоматически, происходит с высокой скоростью передачи данных, чтобы поддержать высокое разрешение и высокое качество, необходимые для большого киноэкрана. Поэтому необходим профессиональный HD декодер, способный обрабатывать цифровое видео, используя самый высокий уровень связуемости видео - HD-SDI - одновременно поддерживая синхронность с цифровым звуком.
|
|
Проекция Digital Cinema
|
Сегодня цифровая проекция представлена двумя преобладающими технологиями: Digital light Projection (DLP™) и Digital - Image Light Amplifier (D-ILA™).
Технология Digital Light Processing (DLP™) - это новый революционный способ проецирования и отображения информации. Имея в основе микрозеркала Digital Micromirror Device (DMD™), разработанные Texas Instruments, DLP создает финальное звено, позволяющее отображение цифровой визуальной информации. Технология DLP поставляется как подсистема или «моторы» ведущим производителям бытовой, бизнеc- и профессиональной проекционной/дисплейной электроники.
Эксклюзивное право на использование чипов DLP имеют три компании: Barco, Christie Digital Systems и Digital Projection.
Технология DLP обладает тремя главными преимуществами по сравнению с существующими технологиями. Изначально цифровая природа DLP позволяет достичь четкого изображения без шума, с цифровой шкалой серого и цифровым воспроизведением цветов. Цифровая природа технология также позиционирует DLP как финальное звено инфраструктуры цифрового видео. DLP более эффективна по сравнению с технологией LCD, потому что основана на отражающих DMD и не требует поляризованного света. И, наконец, маленькое расстояние между микрозеркалами обеспечивает ровное проецирование видеоизображений с высоким разрешением.
Отражающая техника технологии D-ILA™, разработанной JVC, предполагает разложение секции выбора пиксельного назначения и жидкого кристалла секции световой модуляции в трех плоскостях.
Основное преимущество D-ILA™ - она позволяет достичь высокой плотности пикселей, что делает технологию подходящей для воспроизведения изображения с высоким разрешением. Кроме того, даже при более высоком разрешении, практически отсутствует выпадение светосилы, поэтому возможно достижение такого мощного светового потока. Так как система D-ILA™ обеспечивает одновременно высокую яркость и высокое разрешение, она удовлетворяет всем требованиям по производительности проекторов. Более того, D-ILA™ обладает ещё одним преимуществом - высоким контраст.
Современные цифровые проекторы также имеют ресайзеры. Родное разрешение установленных сегодня проекторов составляет 1280 x 1024, но на практике, цифровые фильмы, как правило, доставляются с разрешением 1920 x 1080, превышающим разрешение проектора. В будущем будут доставляться изображения и с более высоким разрешением. Проектор воспроизводит изображение с более высоким разрешением, изменяя размер изображения.
|
Заключение
|
Цифровое кино использует все достижения, сделанные за последнее десятилетие в области цифрового видео. Сегодня нет согласия об использовании MPEG-2 в производстве и трансляции цифрового видео. Индустрия вещания уже приняла и внедрила этот стандарт. Успех MPEG-2 измеряется широким использованием этого формата и тем фактом, что лидеры индустрии понимают, что переход к цифровому отображению одинаково выгоден с точки зрения экономии и лучшего качества. Поэтому мы имеем хорошо подготовленную почву для HD и цифрового кино. Переход с пленочного носителя на цифровой позволяет получить высококачественную проекцию и существенно сократить расходы на производство и распространение фильмокопий. Поэтому переход кинотеатров на цифровое кино - это только дело времени.
© По материалам: www.digitalcinemareport.com
При перепечатке ссылка на источник обязательна
© Перевод: Невафильм DIGITAL™. 2004
|
|
|