ЦИФРОВОЕ КИНО – ЗАБВЕНИЕ ИЛИ НАЧАЛЬНАЯ ФАЗА?

Патрик ван Сычевски

Сегодня в мире насчитывается 127 крупных установок систем цифрового кино в 116 кинотеатрах, что составляет только 1/10 от 1% всех имеющихся сегодня кинотеатров. Это обстоятельство, тем не менее, не умаляет того факта, что впервые за вековую историю кино появилась достойная цифровая альтернатива традиционному кино.

Обсуждение вопросов цифровой проекции часто сводится к дебатам о преимуществах применения цифровых технологий для съемки фильма. Необходимо понять, что представляет собой зарождающийся рынок цифрового кино, и какие уроки могут быть вынесены из первых экспериментов.

Атака студий?


Летом 2002 года в истории зарождающегося цифрового кино за короткий период произошли два события, обусловившие появление в этой сфере двух противоречивых явлений.
Цифровое кино получило мощный, хотя и временный, импульс к развитию - в мировом прокате появился цифровой фильм Джорджа Лукаса «Звездные воины: Эпизод II - Атака Клонов». Это событие вынудило прокатчиков и других сторонников цифрового кино предпринять массу усилий, чтобы установить в кинотеатрах цифровые проекторы для цифровой демонстрации этого космического сериала, поскольку Джордж Лукас настаивал на его показе «в том виде, в каком он задумывался». Влияние этого события не следует недооценивать. Об этом свидетельствуют данные, приведенные ниже:

  • Появилось 55 новых киноэкранов, причем 45 из них было открыто за месяц до премьеры
  • Были проведены показы на 105 экранах
  • Премьеры прошли в 18 странах
  • Были внедрены 4 серверные системы
  • Доставка копий осуществлялась на DVD - R , HD и через спутники
  • Появились новые m 15 DLP Cinema ™ проекторы ( Barco , Christie )
  • Впервые использовалась CineLink ™ (Система безопасности (защиты информации) между сервером и проектором)
Источник : Texas Instruments

Стремительное развитие цифровых технологий почти сразу же было взято под контроль. Семь голливудских студий-мэйджоров объединились в коалицию - NDC (ранее NewCo ), назначив своих CEO и CTO . Основная задача NDC и ее руководителей заключается в разработке в течение 18-24 месяцев стандартов цифрового кино и достижения по этому поводу соглашения между студиями. Таким образом, большинство игроков цифрового кино рассматривают следующие два года, в течение которых студии с помощью NDC будут заниматься выработкой единого стандарта, как время вынужденного простоя.

Вопрос в том, сможет ли цифровое кино в этот промежуточный период достичь чего-то прогрессивного, или же оно останется в бездействии или даже отступит на начальные позиции. Второй вопрос - что произойдет с другим крупными секторами электронного кино ( e - cinema ), начиная от цифровой рекламы в кинотеатрах и заканчивая показом альтернативного контента (спортивных матчей, поп-концертов, бродвейских шоу и пр.)?

Установка оборудования

Несмотря на выпуск на рынки кинопроекторов D-ILA от JVC (с разрешением QXGA) и сообщениями о большой перспективности прототипов проекторов GLV от Sony , на рынке систем цифрового кино по-прежнему доминирует компания Texas Instruments с ее DLP Cinema технологией (с разрешением S XGA). Проекторы DLP Cinema производятся компаниями Barco и Christie Digital уже почти два года. К этим компаниям недавно присоединилась NEC (в партнерстве с прежним держателем лицензии Digital Projection ) . Несмотря на то, что стоимость проекторов очень высока – она превышает $100,000, - некоторые прокатчики все же готовы купить хотя бы один, чтобы лучше познакомиться с возможностями цифрового кино.

Здоровая конкуренция технологий существует только в области серверных технологий для цифрового кино. Доминирование на рынке компании QuVis было нарушено с появлением продуктов от компаний Avica , EVS , Grass Valley Group ( GVG ) и серверов AMS от компании Qualcomm . Это означает, что мастеринг новых цифровых фильмов должен проводиться в трех несовместимых между собой форматах. Сейчас наблюдается сильное давление со стороны промышленности, выталкивающей с рынка частные форматы, (используемые QuVis и Qualcomm ), и продвигающей стандартные форматы, такие как MPEG и Motion JPEG . Это могло бы быть выгодным для таких компаний как Avica , EVS и GVG , несмотря на то, что они все еще не имеют полностью взаимозаменяемых MPEG систем.

В сфере обслуживания цифрового кино наблюдается конкуренция между Technicolor Digital Cinema ( TDC ) и Boeing Digital Cinema ( Boeing ), получающих оплату за установку оборудования прокатчиками по принципу «плата с каждого показа». Третий игрок на этом рынке, Kodak Digital Cinema , отложил запуск своих систем до 2003 года, ожидая завершения разработки собственной полномасштабной цифровой системы, основанной на технологии D - ILA JVC , установка которой будет обходиться в среднем в $100,000 за экран.

Из Таблицы 1 видно, что TDC является лидером на этом рынке. Эта компания произвела более 40% всех установок цифровых систем в Северной Америке. На Boeing пришлось менее 35% всех установок, и около 25% установок произвели независимые кинотеатры.

Таблица 1

Операторы цифровых киноэкранов







Северная Америка

Европа

Другие страны

Всего

Technicolor Digital Cinema (TDC)

30

1

0

31

Boeing Digital Cinema

25

1

0

26

Государственные кинотеатры (Китай)

0

0

11

11

GDC (Китай)

0

0

1

1

UCI

0

6

0

6

UCI +TeleImage

0

0

4

4

T - Joy

0

0

6

6

Прочие

19

11

12

42






Источник: Screen Digest



Совсем иная ситуация складывается в Европе, где TDC и Boeing имеют только по одной установке (обе в Лондоне, Великобритания). Таким образом, 85% всех кинотеатров являются независимыми заказчиками цифровых систем. Отчасти это связано с нежеланием TDC и Boeing расширять на раннем этапе свой рынок вдали от США. С другой стороны, европейские прокатчики стремятся самостоятельно развивать свою индустрию цифрового кино.

На азиатском и латиноамериканском рынках цифрового кино имеются собственные игроки. Так, в Бразилии - это компания TeleImage (прокатчик UCI ), в Японии - консорциум T - Joy , а в Китае - это государственная сеть цифровых кинотеатров.

Единственный крупный игрок на европейском рынке – Elsacom - запускает сеть кинотеатров E - Screen .

В целом, более половины всех цифровых кинотеатров мира (57%) находятся в Северной Америке (см. таблицу 2 ), из которых все, кроме 4, находятся в США. Азия занимает второе место. Там, благодаря активным действиям Toho и Toei в Японии и усилиям китайского правительства, находится около 22% всех цифровых кинотеатров. На Европу, занимающую третье место, приходится 16%. В Европе наибольшее развитее цифровое кино получило в Великобритании (5 экранов). Латинская Америка и Австралия имеют 5 и 1 цифровой киноэкран соответственно. В Африке и на Среднем Востоке цифровых кинотеатров нет.

Таблица 2
География цифровых кинотеатров

 

 


Число кинотеатров

Число экранов


 

 

Северная Америка

65

74

Азия

25

27

Европа

20

20

Латинская Америка

5

5

Австралия

1

1

Африка

0

0

ВСЕГО

116

127




Источник : Screen Digest


Скачок в развитии цифрового кино в США в основном объясняется многочисленностью населения и активным строительством новых мультиплексов ( см. таблицу 3).

Не удивительно, что на первом месте по числу цифровых экранов находится Калифорния - самый густонаселенный штат Америки. То, что каждый третий цифровой экран в США находится в Золотом штате, объясняется также близостью к Голливуду и является существенным фактором развития цифрового кино. В Лос-Анджелесе и административно принадлежащей ему территории находится больше цифровых экранов (9), чем в любом другом штате США. За ним следует штат Нью-Йорк с 8 экранами. Во Флориде, Техасе, Иллинойсе и Теннеси - по 4 экрана. Далее следует Массачусетс - 3 экрана. Восемь следующих штатов имеют по 2 цифровых экрана, 5 штатов - только по 1, и 30 штатов пока не имеют ни одного цифрового экрана.

 


Таблица 3

Размещение цифровых экранов по штатам Америки

 

Калифорния

22

Нью-Йорк

8

Иллинойс

4

Техас

4

Флорида

4

Теннеси

4

Массачусетс

3

Аризона

2

Коннектикут

2

Канзас

2

Мичиган

2

Невада

2

Нью - Джерси

2

Огайо

2

Арканзас

2

Колорадо

1

Мэриленд

1

Виржиния

1

Вашингтон

1

Миннесота

1


 

Источник: Screen Digest

 

Можно предположить, что США сохранит свое лидерство, несмотря на некоторое снижение активности основных провайдеров услуг ( Boeing и TDC ), если не считать первых установок компании Kodak в 2003 году ( см. рисунок 4). Так же прогнозируется рост числа независимых кинотеатров, как в Европе, так и в США. Возможно, в 2003 и 2004 году этому росту будут способствовать другие регионы мира, такие как Китай и Бразилия ( см. таблицу 5).




Таблица 5

Цифровые киноэкраны
- планы на будущее





2002

Итог

Technicolor

?

1000

Гос. кинотеатры (Китай)

25

100 в течение 3 лет

TeleImage/UCI

5

25 к концу 2003 г.




Источник : Screen Digest



Предлагаемый контент
Больше всего представителей киноиндустрии беспокоит небольшое количество фильмов, доступных в цифровом виде. В течение трех лет, между первой и второй частями «Звездных воинов», произведенных в цифровом виде, было выпущено около 44 фильмов в цифровом формате, а после этого - еще 7. Это означает, что цифровые проекторы стояли в бездействии многие недели, и даже месяцы. Кроме того, только один раз - летом 2001- в прокат поступило несколько фильмов одновременно. Таким образом, развитие было медленным, однако устойчивым. Были опасения, что стоимость мастеринга в трех несовместимых стандартах заставит многие студии и продюсеров сократить мастеринг для цифровых кинотеатров, что грозило сокращением общего количества цифровых премьер во второй половине 2002 года.

Основным препятствием к появлению новых цифровых фильмов остается стоимость производства цифровой мастер-копии. Производство каждой мастер-копии и ее распространение могут обходиться в более $100,000, и все это - для демонстрации фильма на ста с небольшим экранах.

Основная масса фильмов, показанных на цифровых экранах, первоначально была выпущена в 35 мм-ом формате, а затем преобразована в цифровой формат ( см. рисунок 6 ). Фильмы, произведенные цифровым методом - анимационные фильмы, преобразованные в цифровой формат до стадии post production , так же как компьютерная анимация CGI и последние отснятые на HD 24 P камере фильмы - уже были показаны в цифровых кинотеатрах все без исключения. 36 35 мм-ых фильмов, показанных на цифровых экранах, численно превосходят 18 цифровых фильмов, т. е. это соотношение составляет 2:1, тогда как их общее соотношение - примерно 20:1.


Рис . 6 
Источник : Screen Digest
 
Не удивительно, что легче и дешевле создать цифровую мастер-копию для проката ( DCDM ) из исходно цифрового материала, нежели из аналогового. Промежуточная технология цифровой обработки (D igital Intermediate ( DI )) 35 мм-ых фильмов на стадии post production , пока не получила в Голливуде широкого распространения. Возможно, в 2003-2004 годах ситуация кардинально изменится, что даст надежду на появление в течение следующих двух лет большего количества цифровых фильмов.

Лидирующее положение голливудских компаний в списке цифровых премьер не вызывает удивления и отражает исторически сложившееся доминирование и глобальную экспортную мощь киноиндустрии США. Производство голливудских цифровых фильмов численно превосходит все остальное мировое производство в соотношении 4:1 (см . рисунок 7). Производители Бразилии и Японии - на втором и третьем месте соответственно. А в Европе – только один цифровой релиз (Франция)


Рис. 7
Источник: Screen Digest
 
 
Малое количество цифровых киноэкранов в отдельных европейских странах частично объясняется тем, что европейские фильмы с трудом находят свою нишу на рынках за пределами своего государства. Такое положение особенно удручающе, если учесть, что Европа была пионером в области цифровой кинематографии и в post production . Маловероятно, что в ближайшем будущем производство цифровых фильмов для цифровой демонстрации в Европе увеличится. В данном случае кинофестивали и единичные показы во внимание не принимаются.

Несмотря на спад в работе киностудий ( см. рисунок 8 ), компания Disney удерживает лидерство в течение 3 лет. Отчасти, это объясняется большим количеством анимационных фильмов, как собственного производства («Тарзан», «Атлантис»), так и продукции CGI компании Pi xar («История Игрушек-2», «Корпорация Монстров»). Компания Disney - единственная компания, продолжившая производить фильмы для цифровой демонстрации после цифровой премьеры «Звездных Воин I ». Фактически, в 2001г. Disney сократила количество выпущенных фильмов, но она по прежнему остается единственной студией, выпускающей более 90% всех своих фильмов в цифровом виде.


Рис. 8 
Источник: Screen Digest

На втором месте – компания Warner Bros , несмотря на отсутствие анимационных фильмов среди дюжины выпущенных картин 2 . Она имеет сильные позиции в записи треков, почти догнала Disney и готова ее опередить. Компания 20 th Century Fox находится на третьем месте с 5 выпущенными цифровыми фильмами, среди которых - «Звездные Воины I , II » производства Lucas Film , дистрибьютором которых она являлась. Компания Miramax выпустила в прокат 3 фильма, но действует гораздо активнее, чем можно судить по ее немногочисленной продукции. Она начала работать в e - cinema еще в 1999г., используя проекторы JVC . Компании Sony и Dreamworks выпустили по 2 фильма каждая, в то время как Universal и MGM - по 1 фильму, так же как и малоизвестные студии Giants Entertainment и канадская Danforth Studios . Ни Paramount , ни New Line не выпустили до сих пор ни одного цифрового фильма, но ожидается что к концу 2002 года ситуация с New Line изменится.

За пределами Северной Америки (см . рисунок 9 ), в цифровой сфере активно работали TeleImage (Бразилия) и Toei (Япония). Toei лидирует с 4 фильмами, однако TeleImage работает более интенсивно. Три ее фильма были созданы всего за 6 месяцев (для сравнения, Toei понадобилось 3 года). Компания так же выполнила мастеринг нескольких голливудских фильмов для цифрового показа в Бразилии. Компания Hualong в Китае недавно закончила свой второй фильм, в то время как три других неамериканских производителя выпустили всего по одному фильму, и их пока можно не принимать во внимание.


Рис. 9
Источник: Screen Digest
 
 
 
Альтернатива D - Cinema
 
Если распространение цифрового кино в целом происходит медленно, в сфере e - cinema отмечаются признаки стремительного роста. На этом рынке можно выделить на три разных, но взаимосвязанных области. ( см . Рис 10 ):

•  альтернативный контент (спорт, музыка, театральные постановки, телевидение, pay - per - view );
•  альтернативное использование (в образовательных целях и бизнес-целях, игры, интерактив);
•  альтернативные площадки (клубы, школы, общественные центры, пабы, ратуши).


Рис. 10

Существует также цифровая реклама в кинотеатрах перед просмотром – pre - show digital . Она может использоваться вместо слайдовой рекламы (добавляется цвет и анимация) или для бегущей рекламы продукции. Она проецируется с помощью недорогих проекторов, таких как LCD для небольших экранов или стандартных DLP для б олее крупных .

Если в цифровом кино доминирует Голливуд, то в развитии электронного кино скорее лидирует Европа. Там имеются две крупнейшие в мире сети электронного кино: сеть кинотеатров VTHR во Франции, где проводятся прямые трансляции, и норвежская сеть кинотеатров CAPA , созданная компанией Unique Promotions , где демонстрируют цифровую рекламу. В совокупности эти две компании имеют в своем распоряжении более 600 экранов, т. е. в пять раз больше количества цифровых киноэкранов, существующих сегодня в мире. Рост VTHR был поистине впечатляющим ( см. рисунок 11).


Рис. 11
Источник: VTHR

То обстоятельство, что эти сети не используют полноценные цифровые проекторы, не умаляет факта, что они являются уникальными сетями цифровых кинотеатров с потенциальной аудиторией около 100,000 человек. Ожидается, что в самой ближайшей перспективе их примеру последуют и другие операторы.

По сведениям из Норвегии, установки систем для демонстрации цифровой рекламы окупаются за счет уменьшения стоимости производства, копирования 35 мм-ой пленки, транспортных расходов и уменьшения времени на склеивание рулонов пленки. Расширилась также возможность рекламы новой продукции, которая укладывается в более короткие интервалы времени и имеет более низкую стоимость, что особенно важно для местных рекламодателей.

Любой альтернативный контент или альтернативное использование применимы к уже существующей сети кинотеатров. Также, появятся независимые производители с низкобюджетными фильмами, которые охотно согласятся на демонстрацию своих фильмов с использованием скромных проекторов, так как это лучше, чем не попасть на экраны вовсе.

Традиционные кинотеатры и мультиплексы уже практикуют альтернативное использование. Чаще всего они сдают свои экраны в аренду для корпоративного использования на утренние и послеобеденные часы в рабочие дни. Реже они используются в образовательных целях. Kinepolis в Бельгии с успехом размещает многочисленные публичные анонсы в своем главном мультиплексе в Брюсселе.

Еще б о льшие перспективы - у интерактивного использования кинотеатров и, в частности, игр на большом экране. Ранние опыты UCI в кинотеатре Filmworks в Манчестере, показали, что игры могут привлекать людей в мультиплексы, принося доход от спонсируемых мероприятий и от прямой продажи билетов. Среднестатистический молодой человек из восточной Европы в возрасте от 12 до 25 лет осенью 2001 года проводил за развлечениями - играми в два раза больше времени, чем тратил на походы в кинотеатры.

Географию альтернативных площадок весьма трудно спрогнозировать, так как она не соответствует моделям и расчетам, действующим в сфере кино/мультиплексов. Список нескольких возможных вариантов применения (см. таблицу 12) дает только приблизительное представление о разновидностях таких площадок, которые существуют на сегодняшний день. Остальные сейчас рассматриваются, планируются или находятся в стадии разработки. Несмотря на то, что такие площадки, как правило, не будут использоваться для демонстрации голливудских премьер, они будут удобны для показов местных или европейских фильмов, а так же для альтернативного использования в культурных целях. Этот непосредственно относится к проекту Folkets Hus , который заключается в установке проекторов в 8 точках в Швеции и финансируются преимущественно из местных, а не государственных и европейских фондов.



Таблица 12
Альтернативные площадки e - cinema
 




Страна
Контент

Число экранов

VTHR

Франция

Прямые трансляции

>300

CAPA/Unique Promotions

Норвегия

Реклама

225 (+50 к концу 2002)

Network Event Theaters

США

Предварительные показы, альтернативный контент

50

Cine Muse

США

Документальный, образовательный, культурный контент

40

WWE/Famous Players

Канада

Соревнования по борьбе WWE ( PPV )

17

DocuZone

Нидерланды

Документальные фильмы

10

Folkets Hus

Швеция

Худ. фильиы, культурный и образовательный контент

8

Immersion Studios

Австралияя, Канада, США

Интерактивные фильмы

4

Emerging Cinemas

США

Арт-хаус контент

1





Источник: Screen Digest

Если цифровое кино сейчас находится в некотором забвении, то этого никак нельзя сказать об электронном кино с его альтернативным контентом и активной установкой систем цифрового кино по всему миру. Оно может вытеснить цифровое кино и стать приоритетным для Голливуда.



 
     
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012