Европа на пути к цифровому кино
Европа на пути к цифровому кино
16.07.2007
Bill Mead
Редактор раздела «Цифровое Кино» журнала Film Journal International
Издатель DCinemaToday.com


Нигде в мире развитие цифрового кино не происходит так сложно как в Европе. По сравнению с США, где соглашения о выплате взносов за виртуальные фильмокопии (virtual print fee (VPF)) ускорили появление инициативы со стороны кинотеатров, в Европе существует большая сложность в поиске общих интересов среди кинотеатров, дистрибьюторов, поставщиков контента и услуг цифрового кино, на основании которых могут строиться справедливые соглашения о раздельном финансировании перехода к цифровому кино. В Европе, как и везде, вопрос «кто будет платить?» перерос в ряд вытекающих из него вопросов о том, как разработать справедливую и выгодную модель раздельных доходов, которая будет актуальна сегодня и в будущем.

Европа – это диверсифицированный рынок. Сложности развития цифрового кино способствуют не только культурные, но и деловые, экономические факторы. В Европе действуют более 800 дистрибьюторов, а доли контента голливудского и местного производства варьируются от страны к стране, как правило, около 70% фильмов - импортные. 35мм фильмокопии, как правило, циркулируют между кинотеатрами дольше, чем в США. Поэтому любая экономия на производстве копий должна быть распределена по множеству кинотеатров. Там также больше кинотеатров, которые работают либо не полное время, либо с относительно низкой годовой посещаемостью. В целом более низкое число кинозалов в результате дает более низкую экономию от масштабов создания цифровых копий.

В каждой стране бизнес также очень различается в зависимости от степени участия государства в киноиндустрии. Европейцы рассматривают киноиндустрию как часть своей культуры и поэтому желают обеспечивать общественную поддержку технологических инноваций. Например, в Норвегии правительство публично обязалось перевести в цифровой формат все кинотеатры и обещает выплачивать минимум 40% сопутствующих этому процессу расходов. «Мы не ускоряем процесс оснащения цифровых кинотеатров, чтобы получить медаль», - говорит «Первая страна мира, переходящая «на цифру». «Мы делаем это, поскольку считаем, что есть очевидные преимущества быстрого принятия цифровой технологии норвежскими кинотеатрами», - говорит Дэйв Сплайд (Dave Spilde), технический директор Unique Digital и проекта NORDIC. В Великобритании большая доля финансирования цифровой инициативы Британского Совета Кино исходит от правительства.

Кроме того существуют различия между организациями кинопоказа, что нужно учитывать при сопоставлении потребностей кинотеатров с предложениями и возможностями различных поставщиков услуг цифрового кино. Организации кинопоказа варьируются от больших многонациональных компаний до маленьких однозальных кинотеатров. Крупные кинопоказчики обычно имеют свой собственный сервис технической поддержки. В то время как небольшие кинотеатры больше зависят от своего поставщика услуг цифрового кино.

Общее основание для всех владельцев долей в индустрии цифрового кинопоказа (кинопоказчики, региональные дистрибьюторы, студии или производители фильмов) – это понимание того, что индустрия должна смириться и поспешить с переходом, так или иначе. Современный рынок в большей степени сфокусирован на стоимости перехода. Несмотря на то, что долгосрочные выгоды цифровой демонстрации сейчас широко подтверждаются, выгоды в краткосрочный период гораздо сложнее измерить и поэтому сложнее встроить в современные деловые переговоры «расходы против выгод».

Несмотря на сложность европейские сети кинотеатров, установившие цифровое кинооборудование, видят преимущества. В дополнение к общим преимуществам цифровой кинодемонстрации, таким как улучшенное качество изображения и гибкость в программировании сеансов, европейские кинотеатры - первые в мире в представлении новых форм альтернативного контента, таких как рок-концерты, опера, гонки Формула 1. Например, City Screen Cinemas в Великобритании осуществляли демонстрации в режиме реального времени опер из театра the Met в Нью-Йорке, которые сопровождались аншлагами и хорошей прибылью в барах/кафе – это было бы невозможно без цифрового кино.

Европейские кинотеатры также успешно проводят кинопоказы в формате digital 3D. По информации Disney, 3D показы фильма «В Гости к Робинсонам» собрали в 2,6 раза большую кассу, по сравнению с традиционными показами. Чем выше растут кассовые сборы, тем больше фильмов выпускается в 3D. Так кинокомпания DreamWorks к 2009 году будет выпускать все свои фильмы в 3D. Формат 3D – оправдание для перехода кинотеатров на цифровой формат, не только из-за потенциального повышения доходов, это также способ дифференциации кинотеатрального экспириенса от домашнего просмотра – что сегодня важно как никогда.

Европейские профессиональные организации в области кино, такие как European Digital Cinema Forum (EDCF), активно пытаются привлечь кинопоказчиков, дистрибьюторов и различных поставщиков услуг за стол переговоров. Дэйв Монк (Dave Monk), глава EDCF: «EDCF поддерживает идею плана честного разделения доходов, при котором все те, кто будет получать выгоду от использования цифровой технологии, должны вносить свой вклад в финансирование процесса перехода. Через Группу Поддержки Дистрибуции EDCF мы мотивируем дистрибьюторов и кинопоказчиков объединится для разработки планов, подходящих всем».

Ведущие дистрибьюторы США также активно мотивируют европейских кинопоказчиков поспешить с переходом. Джулиан Левин (Julian Levin), 20th Century Fox: «Fox полностью готова к европейскому переходу на цифровой формат и в настоящее время находится на последних стадиях переговоров с рядом европейских провайдеров о заключении соглашений о распределении затрат». Левин отмечает, что оборудование кинотеатров согласно требованиям DCI является первым важным шагом в подготовке к демонстрации фильмов в 3D, которые готовятся выпускать Fox и другие студии.

Бельгийская компания XDC – одна из ведущих в Европе – в её управлении около 260 цифровых и 50 электронных кинотеатров. Генеральный директор XDC Бернар Коллард (Bernard Collard): «XDC – ведущий европейский поставщик услуг цифрового кино. Наша компания обязуется быть развивающей организацией, цель которой широкомасштабное внедрение цифрового кино. И мишень панъевропейского плана XDC – 8000 цифровых кинозалов в течение ближайших 5 лет».

Компания XDC, ответвление от EVS Broadcast участвует в переходе к цифровому кино с 2002 года. Она предлагает своим клиентам набор гибких и удобных планов лизинга или аренды цифрового оборудования, подготовку персонала, монтаж оборудования и техническую поддержку.

В настоящее время XDC продолжает развивать производство и дистрибуцию контента. XDC Deutschland и CinePostproduction объывили о сотрудничестве с целью предложения производителям фильмов, продюсерам и дистрибьюторам единого проекта широкомасштабного перехода к цифровому кино. Поэтому мишень панъевропейского плана XDC – центр предоставления всего комплекса услуг цифрового кино в Германии. Это сотрудничество облегчит и оптимизирует рабочий процесс: производство, пост-продакшн и обработка цифровых копий.

Лаборатория цифрового контента XDC Digital Content Lab также расширила свою деятельность теперь имеет возможность создания цифровых копий, которые могут воспроизводиться на всех современных серверах, удовлетворяющих требованиям DCI. Новое оборудование для мастеринга более просто и быстро в работе и упрощает процесс создания и дистрибуции ключей воспроизведения.

Arts Alliance Media (AAM), интегратор цифрового оборудования в 240 кинозалах, участвующий в проекте Британского Совета Кино, также активно расширяет свою роль в качестве поставщика услуг цифрового кино. Компания базируется в Великобритании и расширяет свою деятельность, включая финансирование систем, и работает с крупнейшими студиями над заключением соглашений о выплате взносов за виртуальные фильмокопии в целях сокращения расходов кинотеатров. AAM получает финансирование и объединяется с различными кинолабораториями, чтобы иметь возможность предлагать кинотеатрам законченное решение для перехода к цифровому формату.

Проект открытия сети цифровых кинотеатров Британского Совета Кино (UKFC Digital Screen Network) был запущен 30 апреля и продлится 4 года. Более 200 кинотеатров Великобритании теперь могут воспользоваться преимуществами цифрового кино - 2К проекторы установлены в 240 кинозалах.

С февраля 2007 года AAM управляет и оказывает техническую поддержку всем 9 кинозалам Odeon Surrey Quays (который стал первым полностью цифровым мультиплексом Великобритании) в рамках экспериментального коммерческого проекта использования цифрового оборудования в британской сети Odeon, а также будет управлять 10 кинозалами в Норвегии.

Внутренняя лаборатория цифрового кино AAM подготовила более 120 фильмов и осуществила отправку более 1600 цифровых копий, включая контент от BVI, Warner, UIP, Momentum, Lionsgate, Pathe и Optimum. AAM также подготовила в Великобритании более 500 киномехаников для работы с цифровым проекционным оборудованием.

Technicolor Digital Cinema (TDC), подразделение компании Thomson, которая начала развертывание своего проекта цифровых кинотеатров в США весной с сетью National Amusements, сосредотачивает свою работу на разработке вспомогательной инфраструктуры и отношений для расширения своего американского влияния в Европе. У TDC уже есть лаборатории в Лондоне и Риме и связи со студиям пост-продакшн по всей Европе.

TDC начала реализацию своей цифровой инициативы в Европе с соглашения на оснащение 130 кинозалов, которое было подписано летом 2006 года с бельгийской Kinepolis Group. Kinepolis использует опыт TDC в системной интеграции, а также систему управления кинотеатром, серверы Dolby Laboratories и проекторы Barco, и имеет целью оснащение цифровым оборудованием кинотеатров всей сети к концу 2008 года.

В настоящее время TDC изучает возможность запуска пилотных цифровых кинотеатров с другими ведущими кинопоказчиками Европы, которые смогут ознакомится с работой системы до заключения долгосрочных соглашений со студиями.

Вслед за успехом, достигнутым на рынке США – цифровой кинооборудование установлено более чем в 3000 кинозалах – компания AccessIT также активно ловит возможности и строит отношения с Европой. Чак Голдуотер (Chuck Goldwater), президент Media Services Group AccessIT: «AccessIT – единственная компания, по-настоящему осуществившая широкомасштабный проект открытия цифровых кинотеатров. AccessIT понимает сложности и проблемы, связанные с соблюдением современных требований как кинотеатрами, так и дистрибьюторами».

Голдуотер отмечает, что оператор кинотеатров обычно переводит на цифровой формат минимум 50% своих кинозалов, до того как дистрибьютор может передать цифровой контент в эту сеть. Кнопоказчикам необходимо достаточное число оборудованных кинозалов, чтобы они могли показывать определенный фильм в цифровом формате, пока идет его прокат, чтобы исключить расходы на дополнительную 35мм копию. Поэтому AccessIT работает с теми кинопоказчиками, которые готовы к переоснащению своих кинотеатров в масштабах сети.

Помимо крупных панъевропейских инициатив имеет место множество планов цифрового кино, специфичных для отдельных стран, таких как Италия, Франция, Германия и Норвегия. В целом, Европа со своим переходом к цифровому кино движется вперед.

Перевод Невафильм DIGITAL
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012