Проблемы разработки бизнес-модели цифрового кино

 

9/02/2004

Цифровое кино может стать самым значительным событием в киноиндустрии, начиная с 20-х годов ХХ века, когда в кино появился звук.

Цифровое кино позволяет получить более качественное изображение, а также может помочь киностудиям сэкономить миллиарды и принести дополнительную прибыль кинотеатрам.

Технология должна будет заменить 35 мм кинопроекторы. Вместо пленки фильмы хранятся на жестких дисках, а цифровое проектор проецирует изображение на экран.

Спустя годы обсуждений крупнейшие голливудские студии и корпорации, владеющие сетями кинотеатров, пока еще не пришли к соглашению относительно бизнес-модели.

Работа над технологией цифрового кино продолжается уже 10 лет. По расчетам производителей широкомасштабное распространение цифрового кино уже должно было бы происходить. Но демонстраторы считают, что должно пройти еще несколько лет.

Чем быстрее будет разработан бизнес-план, тем быстрее кинотеатры заменят аналоговые кинопроекторы новой технологией, включая серверы и компьютеризированные проекторы. А фильмы будут посылаться в кинотеатры через спутник.

Это позволит киностудиям экономить сотни миллионов в год на дистрибуции.

Демонстраторы могут получать дополнительную прибыль, используя проекторы для демонстрации альтернативного материала.

Однако распространение новой технологии будет стоить миллиарды.

Президент NATO , Джон Фитиан несколько лет говорил о бизнес-моделях. В полной мере он решил высказаться в декабре, написав письмо голливудским студиям.

Оно было адресовано Чарльзу Голдуотеру, главному руководителю DCI . Он также отправил письмо в SMPTE .

Фитиан дал понять, что сотни компаний, владеющих сетями кинотеатров, перестанут поддерживать цифровое кино, если главы студий не исполнят их требования.

«Операторы кинотеатров всего мира требуют разработки честных бизне-моделей как необходимой основы для широкомасштабного перехода к цифровому кино», говорится в этом письме. Письмо было подписано президентом крупнейшей в Европе ассоциации, владеющей сетью кинотеатров.

Слишком много форматов

В марте на ShoWest 2004 голливудские студии должны представить доклад по цифровому кино. Фитиан и владельцы кинотеатров смогут узнать, услышаны ли их требования.

DCI образовалась два года назад для решения множества технических и деловых вопросов.

Тогда существовало четыре конкурирующих формата для систем цифровой проекции. Владельцы кинотеатров хотели избежать повторения ошибок, совершенных во время введения в 80-х годах цифрового звука, когда кинотеатрам пришлось приобрести дополнительное оборудование для поддержания всех четырех форматов.

Но даже при разрешении вопроса с форматами, остаются другие проблемы. Студии и кинотеатры хотят защитить себя от пиратства, последствия которого могут стоить им миллиардов.

Владельцы кинотеатров говорят, что работа DCI над техническими спецификациями должна приостановиться «до тех пор, пока студии и операторы кинотеатров не ответят на основные деловые вопросы, что должно предшествовать принятию любых стандартов», - говорит Фитиан в своем письме.

При цифровом кино у кинотеатров больше не будет физических копий фильмов. Поэтому процесс отправки цифровой зашифрованной информации через спутник ставит новый вопрос: кто будет управлять паролями доступа для расшифровки фильмов?

Современное предложение DCI дает студиям слишком много контроля, считают в NATO . Владельцы кинотеатров говорят, что по худшему сценарию, студии смогут решать, в каком кинозале и в какое время должен показываться фильм.

DCI  учли это беспокойство. «Студии понимают, что нужно и должно провести большую работу», - говорит Голдуотер. «Мы обязались найти жизнеспособные и работающие решения. Все вовлеченные стороны уделили этим вопросам огромное внимание, и это приближает нас к широкомасштабному распространению цифрового кино».

Между собой некоторые демонстраторы говорят, что распространение технологии уже несколько лет как продолжается. И это их не беспокоит.

«Сейчас среди демонстраторов наблюдается некоторое замедление с переходом к цифровому кино», - говорит Фитиан. «Они считают, что оно наступит и что это правильно, но они хотят быть увереными, что все происходит должным образом».

На США приходится 35000 киноэкранов, во всем мире их 130000. Только в 160 из них имеются цифровые проекторы, многие из которых бесплатно предоставлены демонстраторам для испытания.

Regal Entertainment Group , крупнейшая сеть кинотеатров в США, установила четыре проектора. AMC Entertainment , вторая крупнейшая сеть, имеет 11. Никто их них не планирует увеличивать количество проекторов. Они находятся в ожидании разрешения деловых вопросов.

«Главный вопрос касается отношений между демонстраторами и дистрибьюторами, а эти обсуждения все ещё не начаты», - говорит Керт Холл, один из главных управляющих Regal .

Говорит Рик Кинг, представитель AMC : «Мы стали главным участником в испытаниях систем цифровой проекции. Мы достигли нашей цели; нам известно оборудование и реакция публики. Не имеет смысла дальше расширять программу до тех пор, пока не будут приняты решения по деловым вопросам».

Есть ещё одна причина, объясняющая неспешность демонстраторов. В ожидании прихода цифрового кино они занимаются другими делами.

Regal вкладывает $75 млн. в оснащение практически всех своих кинотеатров стандартными системами цифровой проекции. Каждая из них стоит $10000 – 1/10 от стоимости цифрового проектора. В спутниковые тарелки и серверы Regal вкладывает от $13000 до $15000 на кинозал.

Такое оборудование обеспечивает изображение более низкого качества по сравнению с цифровыми проекторами, и оно не предназначено для воспроизведения полнометражных цифровых фильмов. Оно используется для pre - show рекламы и демонстрации другого развлекательного материала. Regal рассчитывает покрыть эти расходы в течение трех лет.

«Это новый источник получения высокой прибыли», - говорит Холл.

Regal планирует к концу года оснастить новыми проекторами 5300 киноэкранов. AMC установила 1250 устройств и планирует удвоить это количество к лету, т. е. будут оснащены 80% кинотеатров.

Сети также создают оригинальный контент с рекламодателями. Над созданием оригинального контента Regal работала с NBC , TBS и Vivendi Universal Entertainment . AMC действует подобным образом.

«Мы думаем, что у публики высокие запросы относительно такого рода pre - show материала», - отмечает Кинг.

Холл говорит, что в результате демонстрации нового контента может вырасти побочный бизнес.

Майкл Карагосиан, аналитик Karagosian MacCalla Partners , считает, что демонстраторы предпочитают идти этим путем, нежели ждать решений голливудских студий.

«На обсуждения, которые демонстраторы не считают продуктивными, уходит время и деньги», - говорит он. «Мне звонили крупнейшие демонстраторы и говорили, что были бы рады видеть цифровое кино, отложенное в долгий ящик, раз это не приносит результатов».

Владельцы кинотеатров считают, что киностудии должны платить по счетам, или по крайней мере по части из них, поскольку цифровая технология позволит больше всего сэкономить именно им. По словам Фитиана, экономия студий на дистрибуции будет составлять $800 в год.

Голдуотер говорит, что не знает, хотят ли студии платить, «Мы пока не дошли до этого момента в наших обсуждениях с демонстраторами. Сначала нужно решить другие вопросы».

© По материалам http://www.natoonline.org/
При перепечатке ссылка на источник обязательна
© Перевод , Невафильм , 2004

 
     
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012