Технология Digital 3D на современном этапе
Технология Digital 3D на современном этапе
20.08.2009
Технология 3D провожает совершенствоваться, несмотря на то, что некоторые не считают её перспективной. В этом году голливудские киностудии выпустили обещанные 3D фильмы, много 3D фильмов запланировано к выпуску.

Инновационная технология 3D неоспоримо является разработкой, промоутируемой голливудскими киностудиями, однако она популярна у кинопоказчиков и зрителей по всему миру. В зависимости от того как подсчитывать, в августе 2009 года в мире было примерно 4800-6600 цифровых 3D кинозалов, практически поровну поделенных между США и другими странами мира. Точное число цифровых 3D залов сложно подсчитать из-за того, что оно очень быстро меняется, а также по причине гибкости, возможности использования активных очков в других кинозалах, что ускоряет процесс оснащения множества кинозалов новым оборудованием.

Во многих странах с начала 2009 года число устанавливаемых 3D систем увеличилось в два раза. На некоторых новых рынках, таких как Латинская Америка, Россия и Восточная Европа, 3D технологией оснащены почти все цифровые кинозалы. Во многих странах, где переоснащение кинозалов цифровым оборудованием в масштабах мультиплексов или сети приостановилось по причине отсутствия экономических стимулов, позальная установка 3D систем - единственная причина развития цифрового кинопоказа.

Легко понять менталитет «золотой лихорадки» в отношении 3D, если посмотреть на результаты кинопроката. Кинопоказчики постоянно сообщают о том, что 3D залы собирают в 3-5 раз больше, чем те же фильмы в 2D залах. Кинопоказчики также практически не сталкиваются с недовольством в отношении завышенной цены билетов на 3D сеансы, в частности, если этот фильм демонстрируется также и в 2D формате по стандартной цене. Имея альтернативу, большинство выбирает переплатить, но смотреть фильм в 3D.

И ещё хорошая новость для кинопоказчиков – существует несколько технологий цифрового 3D показа. В 2005 году на рынке появились экономичные пассивные очки и серебряный экран RealD. Затем Dolby предложила свою 3D технологию, предполагающую очки повторного использования и беломатовый экран. Компания XpanD предлагает активные очки, и новый игрок MasterImage имеет свое 3D решение. Повышенная конкуренция на рынке удерживает от роста цены на оборудование и мотивирует повышение производительности систем.

RealD продолжает удерживать лидерство на рынке. По данным на июль 2009 года в мире установлено около 3400 3D систем RealD. Компания получила заказы, выполнение которых в ближайшие несколько лет увеличит общее число систем RealD более чем до 9000. По оценкам RealD, 90% кассовых сборов от 3D показов в США собирается в кинозалах, оснащенных их системами. Новая разработка RealD XL light-doubler стала очень популярной в кинотеатрах с экранами большого размера. На европейском рынке продажи систем RealD выросли на 400% с момента открытия их офиса в Лондоне в феврале 2009 года. Среди кинопоказчиков, решивших установить системы RealD – Cinestar в Германии, CGR во Франции, Cineplexx в Австрии, Vue Entertainment в Великобритании, Irish Multiplex Cinemas и другие.

Осенью 2008 года Sony объявила о разработке специальной 3D технологии и устройства для объектива для своих 4K SXRD проекторов - 4K чип для проекции двух изображений – по одному для каждого глаза – и специальную насадку на объектив для соединения изображений на экране. Sony внедрила циркулярные поляризационные фильтры RealD, поэтому 3D технология Sony может использоваться с очками RealD и серебряным экраном. Sony разработала эксклюзивный дистрибьюторский план – объектив Sony доступен через программу RealD. Так как сети кинотеатров AMC и Regal объявили о решении установить 4K прокторы, большая часть их залов будет оснащена 3D технологией RealD.

Число установленных в мире 3D систем Dolby по данным на июль 2009 года составило более 1000, ещё 500 систем находятся в процессе установки. Вместо того чтобы сосредоточится на работе с несколькими ключевыми кинопоказчиками, Dolby создала крепкую базу из множества мелких и средних кинопоказчиков, независимых кинотеатров и специальных кинозалов. Технологию Dolby выбрали такие организации как Academy of Motion Picture Arts and Sciences, BAFTA (Великобритания), the Directors Guild of America и ряд научных центров и музеев.

Технология Dolby 3D также может использоваться в больших кинозалах. Это совместная разработка с Barco – два проектора монтируются в необходимой конфигурации, позволяя кинопоказчикам показывать 3D на экранах шириной 12,5-20 м. Решение для больших экранов Dolby и Barco предполагает возможность использования любых цифровых прокторов Barco, включая ультра яркий DP-3000.

3D технология XpanD заключается в использовании активных очков с электронными затворами. Технология особенно популярна на европейских рынках - там установлено около 1000 3D систем XpanD. Оригинальные очки с затвором были большими и тяжелыми. После того как XpanD купила NuVision, ведущую компанию-производителя активных очков, модель очков была изменена. Новые очки XpanD серии X101 более легкие и стильные со сменными батареями.

Несмотря на то, что очки XpanD – самые дорогие, расходы компенсируются экономией на основном оборудовании для эксплуатации очков. Помимо цифрового проектора и сервера технология XpanD предполагает использование недорогого IR-передатчика для синхронизации очков. Это также способствует обеспечению гибкости в работе, так как несколько кинозалов могут быть оснащены IR-передатчиками и быстро оборудоваться для организации 3D показов.

Компания XpanD заключила соглашения с сетями кинотеатров Yelmo Cinemas в Испании, Xtreme Cinemas в Чехии, Europalaces Theaters во Франции и United Entertainment и Camelot Cinemas в США. В Азии XpanD имеет дистрибьюторское соглашение с сингапурским производителем серверов GDC Technology об установке их 3D систем в цифровых кинозалах Китая.

Корейская компания MasterImage – четвертый игрок на рынке коммерческого 3D кинопоказа. MasterImage USA недавно открыла офис в Бербанке, Калифорния. Система MasterImage, также как и RealD, предполагает использование серебряного экрана и недорогих очков, а также вращающегося диска с поляризационными фильтрами. По словам MasterImage, простота их систем выливается в снижении расходов и повышении гибкости без ухудшения качества изображения.

В настоящее время в мире установлено более 300 систем MasterImage (около 130 - в Северной Америке). Недавно компания поставила 40 систем для британской сети Empire Cinemas. 12 систем будут установлены в Palace Cinemas (Чехия, Венгрия). Компания также планирует установить 30 систем в Ирландии. На ShoWest 2009 MasterImage объявила о заключении дистрибьюторского соглашения с DTS Digital Cinema.

Ещё одна разработка, способствующая распространению 3D - это переход к одиночным 3D-мастер копиям для дистрибуции в кинотеатры. Технологии RealD и Dolby 3D, чтобы обеспечить получение оптимального качества изображения требуют, чтобы файлы были предварительно обработаны перед отправкой на проектор. Эта обработка незначительна, но у двух систем разная. Изначально предварительная обработка RealD – так называемая ghostbusting – добавлялась в цифровую кинокопию (DCP), доставляемую в кинотеатры, но это приводило к тому, что дистрибьюторы должны были заранее определять, какая система была использована, и сохранять несколько видов цифровых копий. Предварительная обработка Dolby выполнялась на сервере Dolby, но это ограничивало Dolby 3D воспроизведение, которое было возможным только в кинотеатрах с серверами Dolby. Чтобы решить эту проблему RealD и Dolby начали лицензировать свою предварительную обработку для производителей серверов, тем самым позволяя использовать одну цифровую копию на всех 3D системах.

Сейчас выпускается немало 3D фильмов, на рынке большой выбор оборудования для показа 3D, а число 3D залов за последние 9 месяцев увеличилось в два раза, поэтому 2009 год запомнится как год 3D. Но принимая во внимание то, какой прогресс произошел в области 3D производства, съемки фильмов в 3D и цифровых 3D эффектов, можно сказать, что лучшее ещё впереди.

По материалам Film Journal 08.2009

Невафильм DIGITAL
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012